Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 9 а наше умение опираться - в своих взаимодействиях с чем-либо - на смысловые перспективы, внутрь которых мы «встраиваем» свои зри тельные органы. Мы помещаем эту свою способность в конкретное поле значений, в пространстве и времени которого она неким обра зом сориентирована. Можно предположить, что некоторым восполнением и допол нением по отношению к фиксации зрения способна стать децентра лизация установки нашего отношения к рассмотрению. На практике это достигается рассеянным или боковым зрением. И если это так, то мы нуждаемся в осуществлении периодических операций совмеще ния своих зрительных установок с измененным зрением. Необходимо отличать способность видеть одно (и то же) от спо собности видеть разное. Мы начинаем видеть то, что не замечали ранее, потому что у нас возникает некий орган мысли, т.е. мысли тельная конструкция. Но этот орган определяется тогда, когда мы про ходим некий путь, позволяющий нам измениться. Иначе говоря, мы начинаем видеть что-либо в изменении, в пути. Однако на любом пути есть отклонения, когда человек может сбиться со своего пути. Важной задачей, препятствующей этому, стано вится сохранение своей индивидуальности, т.е. своей «неделимости» в главном. Иначе наше существо распадается. Объединение с безличным не оставляет нам ни места, ни времени. И тогда наша неспособность видеть новое связана уже с нашим «повседневным» умиранием. Важно то, что мы всегда и везде открыты новому в онтологиче ском отношении, хотя психологически не позволяем себе делать это, располагаясь вблизи привычных знаков. Мир устроен так, что любое новое способно стать «моим», «твоим», «нашим», а мы только ча стично соответствуем миру. Однако если мы принимаем новое, то не «по частям», а целиком и разом. Содержание увиденного организуется внутри проема между на ми и эйдосом, организующим состав увиденного. Другое дело, когда человек придерживается только одного содержания, утрачивая спо собность взаимодействия с эйдосом, который данное «содержание» и именно такой «состав» организует. В этом случае мы испытываем ослепление.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz