Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

122 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Однако в любой, даже самой трудной ситуации мы всегда исхо­ дим из своего внутреннего отношения к делу. В этом смысле внутреннее отношение в полной мере отнять, отъять и отменить невозможно, ведь только на его основании строятся все другие отношения. Надо только не путать внутреннее отношение предмета с нашим психологическим его переживанием. Внутреннее отношение - оно всегда есть и никуда не ис­ чезает, тогда как психологическое переживание внутреннего отношения находится в постоянной динамике, то сужаясь, то расширяясь. Одной из существенных проблем общества рабов, если в этом случае вообще можно говорить об обществе, становится вопрос о передаче и «наследовании» власти. «Как же передать власть? И ко­ му? - размышляет рабовладелец и отвечает на них: Это ведь невоз­ можно!» Страх лишиться власти и выстроить линию передачи власт­ ных полномочий кому-либо хотя бы путем частичного отказа лишает рабовладельца сна, ибо отказ этот воспринимается им в качестве от­ речения от сути себя. Как решиться отдать часть себя? Как отказаться от власти в пользу какого-нибудь раба, ведь вокруг тебя находятся только рабы? В конечном итоге, преемник никак не изыскивается, а вопрос о передачи власти откладывается на «потом» и на «там видно будет», вследствие чего власть после смерти рабовладельца валяется «на земле» и часто подбирается тем, кто к этому никак не готов. Может возникнуть впечатление, что управлять рабами легче, чем свободными людьми. Такое впечатление - иллюзорное, ибо управлять рабами невозможно. Рабами можно только владеть, ими можно только распоряжаться. Поэтому действия хозяина по мере своего развития все больше и больше сводятся к делу раздачи все­ возможных приказаний и различных регламентаций, обеспечиваю­ щих условия для существования рабства. Стремление человека опереться на объективные, т.е. незави­ симые от него, силы понятно, ведь каждый имеет слабости, устает, а значит - нуждается в передышке. Однако если я хочу, чтобы моя жизнь была не безличным вре­ мяпрепровождением, а именно моей, то это образуется только через мои вложения и траты себя. Мы есть там и тогда, где и когда себя тратим.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz