Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
120 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ поиске стабильности своего существования: конкретному человеку, становящемуся твоим хозяином, или безличной силе государства. Психология раба производна от его онтологии. Раб не принад лежит себе: он - принадлежность хозяина и знак его мира. Поэтому действия раба изначально рассчитываемы его хозяином. Раб - это вещь или, если хотите, знак, который предельно конвенционален, а потому прогнозируемость действий раба является основой его взаи моотношений с хозяином. Достоинство раба без фигуры хозяина не полно. Рабы испыты вают потребность в обсуждении своих хозяев друг перед другом. Они сравнивают человеческие качества свои хозяев, демонстрируют их «доброту» или «скупость», защищают или ругают их. Тема обсуждения своих начальников, с присущим ей внутренним приятием своего зави симого положения, и сегодня является одной из существенных темати ческих линий в повседневных коммуникациях россиян между собой. Мало того что раб стремится поддерживать высокий обще ственный статус хозяина в глазах других людей, подчеркивая его силу и ловкость, умение и душевность. Достоинство раба требует насилия, ограничения и притеснения, ибо все это связано с преодолением. Борьба с трудностями становится обратной стороной обретения ра бом своего достоинства. Жизненной потребностью раба становится сама борьба, не важно, с кем или с чем при этом борются. Борются со всем и вся: с погодой и климатом, с пространством и временем, с властью и врагами, с далекими и близкими, с собой и с остальными. Только то, что достигается в борьбе - борьбе «с» и «за», имеет в рабском обществе право на существование. Значение приобретает то, что достигается нами дорогой ценой: ценой жизни, ценой сломанных судеб, ценой подорванного здоровья и утраченных сил. В ситуации нацеленности на борьбу человек нуждается в образе врага: именно во взаимоотношениях с врагом определяются некие «величины» внутренней жизни раба, куда его мысль легко эмигриру ет и где он не досягаем ни для кого. Человек втягивается в дело поиска врагов, желая иметь «под рукой» конкретную собранность неподконтрольной ему бесконеч ности, перед которой он испытывает неподдельный страх. В фигуре врага бесконечность связывается и соотносится с нашим сознанием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz