Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 119 Серость пагубна еще тем, что она принципиально не может со греть душу человека. Серый человек не способен на взаимодействие со страстью, с действительно случающимся в его жизни пафосом. Страсть и серость - это разные измерения, не взаимодействующие между собой. Поэтому-то нам зябко и холодно в жизни, объятой серостью. Поэтому-то мы мерзнем и коченеем в своем существовании. Способна нас согреть именно страсть, но сила страсти - в условиях господства серости как начала, которое целиком вбирает нашу жизнь внутрь се бя, - распространяется только в параметрах нашей интимной жизни. Страсть не может быть окрашена в серый цвет: она рвет с ним. Возникая, страсть изменяет цвет нашего мира, пусть даже нам трудно определить этот цвет словом. Однако похоже, что наши страсти сегод ня не сильно влияют на нашу жизнь, ведь серость никуда не исчезает. Наши страсти предоставлены сами себе, тогда как мы предоставлены своим страстям, и в результате на каждое событие нашей жизни на брошено покрывало безличности. Одним из условий функционирования рабства является наша потребность жить внутри знаемого - того, что уже состоялось и выра жено в знаках. Рабское поведение связано с желанием быть вместе с хозяином, во что бы то ни стало. Раб не просто зависит от хозяина: он нуждается в нем. С одной стороны, он ненавидит своего властителя, с другой - привязан к нему. И злится на хозяина, и страстно его обожа ет. Раб нуждается в похвале и одобрении своих действий со стороны хозяина. Ему спокойнее как с хозяином, так и такими же рабами, как он сам, нежели со свободным человеком. Трудно и неуютно ему со свободой: она его злит, раздражает и заводит. И так как раб не знает, что делать с этакой «бестолковой» свободой, он ее побаивается. Важно то, что «привязанность» раба к хозяину в определенном смысле добровольна. Он ищет того, кто бы им управлял, идя в услуже ние хозяину осознанно и в соответствии с устремлениями своей души. Не находя собственных сил для формирования среды своего обитания, такой человек стремится попасть в зависимость от «внешней» силы, какую бы форму она ни принимала. Главное то, что это - сила. Раб жаждет стабильности внешних условий существования, ибо не способен самостоятельно обеспечить их изнутри. По большому счету, нет какой-либо разницы в том, кому или чему вверять себя в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz