Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 119 Серость пагубна еще тем, что она принципиально не может со­ греть душу человека. Серый человек не способен на взаимодействие со страстью, с действительно случающимся в его жизни пафосом. Страсть и серость - это разные измерения, не взаимодействующие между собой. Поэтому-то нам зябко и холодно в жизни, объятой серостью. Поэтому-то мы мерзнем и коченеем в своем существовании. Способна нас согреть именно страсть, но сила страсти - в условиях господства серости как начала, которое целиком вбирает нашу жизнь внутрь се­ бя, - распространяется только в параметрах нашей интимной жизни. Страсть не может быть окрашена в серый цвет: она рвет с ним. Возникая, страсть изменяет цвет нашего мира, пусть даже нам трудно определить этот цвет словом. Однако похоже, что наши страсти сегод­ ня не сильно влияют на нашу жизнь, ведь серость никуда не исчезает. Наши страсти предоставлены сами себе, тогда как мы предоставлены своим страстям, и в результате на каждое событие нашей жизни на­ брошено покрывало безличности. Одним из условий функционирования рабства является наша потребность жить внутри знаемого - того, что уже состоялось и выра­ жено в знаках. Рабское поведение связано с желанием быть вместе с хозяином, во что бы то ни стало. Раб не просто зависит от хозяина: он нуждается в нем. С одной стороны, он ненавидит своего властителя, с другой - привязан к нему. И злится на хозяина, и страстно его обожа­ ет. Раб нуждается в похвале и одобрении своих действий со стороны хозяина. Ему спокойнее как с хозяином, так и такими же рабами, как он сам, нежели со свободным человеком. Трудно и неуютно ему со свободой: она его злит, раздражает и заводит. И так как раб не знает, что делать с этакой «бестолковой» свободой, он ее побаивается. Важно то, что «привязанность» раба к хозяину в определенном смысле добровольна. Он ищет того, кто бы им управлял, идя в услуже­ ние хозяину осознанно и в соответствии с устремлениями своей души. Не находя собственных сил для формирования среды своего обитания, такой человек стремится попасть в зависимость от «внешней» силы, какую бы форму она ни принимала. Главное то, что это - сила. Раб жаждет стабильности внешних условий существования, ибо не способен самостоятельно обеспечить их изнутри. По большому счету, нет какой-либо разницы в том, кому или чему вверять себя в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz