Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

8 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Р а з м ы ш л е н и е 1 (Мы и мир -> Зрение и понимание -> Охват страстью) Что мешает нам видеть? - Скорее, мешаем мы сами. Мешаем тем, что, при­ сутствуя, отбрасываем тень своей «вели­ чины» или «нищеты» на все то, что к нам самим имеет только опосредованное от­ ношение, возникающее в момент нашего взаимодействия с чем-либо. Разумеется, что тень нашего существования, состояния и настроения, тень нашего ума или скудоумия, тень нашей - великой или скудной - души затрудняет наше понимание. В каждом из нас сказывается некий «избыток» времени, принимаемый или не прини­ маемый нами. Одним из способов понимания невидимого может стать выяв­ ление самого рубежа соприкосновения его с видимым и сосредото­ чение нашего внимания на предельности и определенности видимо­ го. Значит, одним из способов отличия «вещей невидимых» является установление границ видимого, благодаря чему присутствие невиди­ мого становится для нас заметным, нас задевает и трогает. Понятно, что человек с момента своего рождения стремитель­ но развивает способность смотреть на мир не только и не столько глазами, но также идеями и концептами, устоявшимися словоупотре­ блениями и языковыми артикуляциями. Другого способа конверта­ ции разного в одно измерение нашей жизни у нас просто нет, хотя идеи, концепты и способы языкового отношения к миру существенно отличаются у разных людей. Самой фиксацией и сосредоточением внимания мы совершаем сложную операцию соединения и связи разного на основе одной из­ бранной установки. Разное способно быть совмещенным между со­ бой путем переиначивания предшествующего состава тогда, когда он попадает в план единого логического отношения. К тому же, наше отношение к видимому, привносимое установкой, накладывает фор­ мальное ограничение на рассмотрение. Скорее, мы склонны назы­ вать зрением именно не присущую нам биологическую способность,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz