Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 111 нии, подхваченные Владимиром Бибихиным?! В соприкосновении с огнем все изменяет себя безвозвратно. Огонь способен уничтожить любую определенность и обнулить любое содержание, создавая по средством этого возможность иного к этому «содержанию» отноше ния - возможность его продумывания. Стоит привлечь внимание к размышлениям Михаила Бахтина о необходимости для человека иметь «избыток видения». Вообще, из быточность - непременное условие понимания и познания человеком себя, своего места и времени в мире. В формулировании избытка как принципа бытия человека им преодолевается все приватное и частное, а в любой единичности вскрывается ее универсальный смысл. В философии, религии и поэзии, нет-нет, да и оформляется практика совершения особых и неутилитарных действий, ориентиро ванных на превышение существующего. Здесь важна даже не форма, но сама ориентированность человека на неявное, посредством чего в жизнь человека входит новое. Иначе говоря, важна и значима ориен тация на глубину. Неудивительно поэтому то, что философский, рели гиозный и поэтический языки основаны на непривычных сочетаниях значений и знаков, когда с их помощью изменяется наш повседнев ный взгляд на мир, и мы втягиваемся в иной слой реальности. Все это позволяет нам - если мы, конечно, трудимся в деле своего приобще ния к глубине языка - не утрачивать себя в частностях существования; не позволяет нам растворяться в обстоятельствах жизни. Таким образом, одним из важнейших онтологических законов нашей жизни является введение в нее перспективы запредельного, когда вектором проверки действия на его «событийную» состоятель ность становится сопоставление его с невозможным. В любом случае, поступая, человек связывает себя с возможно стью действовать наперекор причинам и обстоятельствам, ибо «при чины» и «обстоятельства», на которые мы можем кивнуть и указать, чтобы уйти от совершения поступков, всегда найдутся. Совершая поступок, человек связывает себя с «вопреки», что осуществить всегда трудно. Однако мы и отличаемся от животных тем, что можем совершать не только действия, но и поступки, посред ством которых восполняем в себе сугубо человеческое. Здесь особенно важно подчеркнуть, что в философских, рели гиозных и поэтических текстах человек сталкивается с присутстви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz