Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 107 Проще говоря, «до» нас и «вне» нас все уже состоялось и есть. И потому именно «для» нас нет никакого основания ни во времени, ни в пространстве существующего, ни в его причинно-следственном объяснении. Интересно подчеркнуть здесь одну из форм нашего националь ного оправдания естественности, связанную с намерением объяснять все происходящее формулами «Так случилось!», «Так произошло!», «Что делать, случай!», когда заранее предполагается состоятельность того, что есть, вне его зависимости от активности человека. Суммируя, можно заметить, что в истории встречаются два ти па действий, предопределяющих собой все последующие решения в качестве установок индивидуального и национального сознания. Первый тип - это путь ориентации на новое, принципиально идущий в разрез со сложившимся положением дел, хотя понятно, что в про еме исторического существования в такую радикальность не могут не вноситься некоторые коррективы. Второй путь, напротив, связан с ориентацией на уже существующие решения и реализуется по мере следования знакам прошлого, вырождаясь во все более строгое зна ковое соответствие. Всегда значимо отношение любого действительного чувства, действительной мысли и действительной воли к невозможному, а значит - и к бескорыстному. В нас сказываются нужда во взаимоот ношении с крайностью и стремление выявить свой предел в сопо ставлении с беспредельным. Сказывается потребность соотнести кон кретную активность с предельно неутилитарным началом, пусть даже такое начало только задается, но не дается. Потребность «постоять на краю». Все то, что случается с нами, пронизано и центрировано от ношениями нашей определенности с беспредельным; наших воз можностей - с невозможным; нашей реальности - с нереальным. Этим указывается на то, что в пределах своей жизни человек стал кивается с тем, что ни при каких обстоятельствах не может стать его собственностью и перейти в разряд условного. Помимо этого, в перспективе беспредельного и невозможного мы способны схва тить целостность и цельность всего действительного, не данные нам эмпирически.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz