Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 103 Контактируя с чем бы то ни было, мы стремимся преодолеть любую поверхность разными средствами. Интересно обратить внима­ ние на нашу работу с разнообразнейшими покровами: кожи, одежды, стенами помещений, автомобилей и т.п. Так и всю нашу жизнь можно уподобить разнообразнейшей технике взаимодействия с поверхно­ стью, связанной либо с ее поддержанием, либо с ее разрушением. В какой-то момент жизни нас явно не устраивает ее поверхностность. Вот мы и располагаемся внутри среды, образованной поверхностями и глубинами, когда себя то скрываем, то открываем, то прячем, то преподносим. Такие «складки» жизни важны для каждого человека. Введением символа смерти компрометируется любое содержа­ ние нашей жизни, сколь бы оно ни было значимым. Смерть понуж­ дает нас понять, что действительное значение может иметь только то, что значимо в любой момент жизни независимо от того, есть для этого условия или нет. Иначе говоря, смерть соотносится с целостно­ стью всей жизни, но не с элементами ее протекания. В этом смысле смерть нередко побеждает человека задолго до своего «прихода» в его дом. Там и тогда, где и когда мы отождествля­ ем себя сугубо с частным, мы примиряемся со смертью и примери­ ваемся к ней. Осуществляя процедуры различения себя, мы сталкиваемся со своей избыточностью, т.е. со временем жизни. Время и есть отличие чего-либо от себя; различение того же самого. Понятно, что в гра­ ницах статической фиксации чего-либо отличие этого «чего-либо» от себя увидеть не удается. Иначе говоря, мы не в состоянии придать времени пространственную атрибутацию: время выражает процесс различия человека или того, что с ним связано, от своего образа. Следствием непроработанного отношения к времени становится его острая нехватка. Поэтому нам и приходится как-то разворачивать себя по отношению ко времени, чтобы наш дефицит времени оборачи­ вался как его возвращением к нам, так и восполнением нас им. Обыденный опыт человека связан либо с обстоятельством не­ хватки, либо переизбытка времени. Времени всегда либо больше, либо меньше, чем нам бы хотелось: наши временные ожидания не совпадают со временем по причине того, что мы именно «тратим» и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz