Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 103 Контактируя с чем бы то ни было, мы стремимся преодолеть любую поверхность разными средствами. Интересно обратить внима ние на нашу работу с разнообразнейшими покровами: кожи, одежды, стенами помещений, автомобилей и т.п. Так и всю нашу жизнь можно уподобить разнообразнейшей технике взаимодействия с поверхно стью, связанной либо с ее поддержанием, либо с ее разрушением. В какой-то момент жизни нас явно не устраивает ее поверхностность. Вот мы и располагаемся внутри среды, образованной поверхностями и глубинами, когда себя то скрываем, то открываем, то прячем, то преподносим. Такие «складки» жизни важны для каждого человека. Введением символа смерти компрометируется любое содержа ние нашей жизни, сколь бы оно ни было значимым. Смерть понуж дает нас понять, что действительное значение может иметь только то, что значимо в любой момент жизни независимо от того, есть для этого условия или нет. Иначе говоря, смерть соотносится с целостно стью всей жизни, но не с элементами ее протекания. В этом смысле смерть нередко побеждает человека задолго до своего «прихода» в его дом. Там и тогда, где и когда мы отождествля ем себя сугубо с частным, мы примиряемся со смертью и примери ваемся к ней. Осуществляя процедуры различения себя, мы сталкиваемся со своей избыточностью, т.е. со временем жизни. Время и есть отличие чего-либо от себя; различение того же самого. Понятно, что в гра ницах статической фиксации чего-либо отличие этого «чего-либо» от себя увидеть не удается. Иначе говоря, мы не в состоянии придать времени пространственную атрибутацию: время выражает процесс различия человека или того, что с ним связано, от своего образа. Следствием непроработанного отношения к времени становится его острая нехватка. Поэтому нам и приходится как-то разворачивать себя по отношению ко времени, чтобы наш дефицит времени оборачи вался как его возвращением к нам, так и восполнением нас им. Обыденный опыт человека связан либо с обстоятельством не хватки, либо переизбытка времени. Времени всегда либо больше, либо меньше, чем нам бы хотелось: наши временные ожидания не совпадают со временем по причине того, что мы именно «тратим» и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz