Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

102 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ возможен и иной вариант отношения к жизни, который строится, ис­ ходя из бытия, когда человек понимает себя инстанцией и субъектом собирания разного в единстве, когда отдельные содержания нашей жизни не препятствуют образованию рациональной прозрачности смысла. Образ льда может восприниматься в качестве практически иде­ альных условий для скоростного движения. Нельзя не заметить при этом, что сам человек не может быстро двигаться по льду без каких- то приспособлений технического характера. Скорость нашего движе­ ния резко возрастает по мере приобщения к искусственно сконструи­ рованным средам, где человек опирается на технические аппараты понятий и концепций, графиков и формул, но не только на присущие ему от природы силы. В какой-то мере мы находимся в сложноустро­ енном положении между естественным основанием жизни, с одной стороны, и техническим преобразованием ее - с другой. Наиболее быстрое движение, хоть как-то опирающееся на естество, тяготеет к скольжению. Мы легко принимаем такой способ движения, хотя и предчувствуем присущую ему опасность. Однако сегодня скольжение именно организуется и пронизывает собой раз­ нообразные сферы нашей жизни. Скольжение связано с минимизацией трения, когда отстраня­ ются в сторону связи человека с внутренней глубиной происходящего. Здесь важно обратить внимание на необходимость трения при лю­ бом подъеме вверх, например при восхождении на вершину горы. А если уподобить труд подъему и преодолению себя, то без обращения внимания на внутреннюю емкость жизни нам не обойтись. Скольжение элиминирует нашу связь с определенным. Любой предел рассматривается со стороны скольжения только в качестве момента преодоления. Причем предполагается, что добиться этого можно посредством технически выверенного отношения к скольже­ нию. При возрастании скоростей жизни исчезает связь человека с внутренней глубиной нашего отношения к миру: глубиной восприя­ тия, глубиной чувств, глубиной мысли. Теперь уже не остается ни вре­ мени, ни места на поддержание корневых оснований нашей жизни: они мыслятся только помехами в деле набора скорости современ­ ного развития. Тот, кто воспринимает скольжение в качестве чистой позитивности, непременно обречен на падение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz