Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 101 В форме предмета вещь берется нами как бы в «упаковке» мысли о ней. Как раз за счет погруженности вещи в мыслительную среду она изымается из измерения своего субстанциального строе­ ния и исторического происхождения. В этом аспекте мысль становит­ ся условием, не позволяющим вещи ускользнуть в ту область, которая хотя и имеет к вещи прямое отношение, но не имеет такого отноше­ ния к нам, ко мне именно. Для мышления проблема субстанции вещи несущественна: она периодически появляется вместе с мыслью о чем-либо, т.е. в ситуации «проецирования» и «опрокидывания» мысли на то, чем она перво­ начально не является. В мышлении мы опираемся на наше - к мыс­ ли - отношение и свою способность соответствия ей, когда мы в такое соответствие либо попадаем, либо не попадаем. Процесс мышления можно уподобить серии расположения нас по отношению к мысли, которая извне может пониматься в качестве серии беспричинных и немотивированных - нашим существованием - прыжков. У понимания есть одна поразительная особенность - его неяв­ ность. Понимание не вытекает и не образуется из нашего намерения понять что-либо. Оно не является следствием интенциональной на­ правленности сознания. По большому счету мои намерения и устрем­ ления определяются как ответ на то, что исходит не от меня, когда посредством нашей активности индуцируется работа сознания, тогда как понимание может и не быть связано с такой работой. По своей психологической природе я не способен все время и повсеместно быть: скорее, я склонен забывать себя и забываться. В проеме существования естественнее как раз не мыслить и обходиться без мышления. Случаясь, акт мысли купирует нашу психическую приро­ ду, обнажая место для нашего - в себе - присутствия, т.е. для бытия. Повседневность сторонится глубины и терпит ее с трудом. Де­ ло в том, что повседневность не допускает ничего из того, что ей угрожает и ее дискредитирует. Связанное с частным, случайным и ситуативным, существо нашей жизни ограничивается ярко выражен­ ной локальностью свершившегося. В такой перспективе, будучи ото­ ждествленной с существованием, жизнь воспринимается в качестве перманентного распада, тотального рассеивания и траты сил. Однако

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz