Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
100 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ют под непосредственным влиянием опыта философии, когда удается трансформировать национальный опыт взаимодействия человека с трансцендентальным измерением жизни. Отстаивание каких-либо привилегий независимо от содержа тельной стороны дела связано с выделением особых мест, особого времени и особых людей, во взаимодействии которых проявляются иные, по сравнению со всем остальным, возможности. Привилегии бывают разными. Они связаны с возрастными и половыми ограниче ниями, с богатством и нищетой, со знанием и незнанием. Интересно, что на месте устраняемой привилегии обязательно появляется другая: так реализуется потребность людей в выделении особенного, т.е. потребность если и не иметь самому, то периодиче ски сталкиваться с некими «королевскими» местами. Поэтому декла рирование избавления от привилегий для своей реализации должно сопровождаться уничтожением условий, продуцирующих существо вание особого места и особого времени. Как раз с этим связано по нимание нигилизации жизни Ницше, когда он отделял и обособлял ситуацию ожидания «полного» нигилизма от фазы его «неполноты». Добавим, что отказ от привилегий должен связываться с перво начальным отказом от привилегии иметь иллюзии, что в реальности трудновыполнимо. Вероятно, привилегию целесообразно рассматри вать именно в качестве одного из основных принципов нашего отно шения к себе и другим. В мышлении нет ни высоких, ни низких предметов. Чтобы мыс лить, надо уметь попадать в мысль и научиться смещаться за преде лы эмпирии. Для практики такого смещения сгодится все, что угодно, т.е. любая предметность при условии, что ее генетическое проис хождение играет только косвенную роль. В качестве состоятельности себя как субъекта мышления человек определяется в способности сопоставления себя с предметами мысли и выявления степени при сутствия себя, т.е. своей субъектности и субъективности, в измерении мысли. Предмет помогает раскрыться нашей субъективности. Нечто начинает для нас быть настолько, насколько оно связано с нами, по зволяя нам выявить себя. Тезис Гуссерля «Назад к самим предметам!» стоило бы уточнить следующим образом: «Держись предметности!» или «Располагайся вблизи предметности!».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz