Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 97 Последствием этого становится усиление роли культурного сте реотипа, который понимается человеком как средство сохранения именно своей области обитания, когда предел знаемого полностью совпадает с границей, отделяющей свое от чужого. Когда на человека наваливается масса дел и его сознание пре бывает в состоянии издерганности, он крайне отрицательно реагиру ет на все новое. В этом случае оно вызывает у него крайнее раздра жение. В результате формируется боязнь приятия всего нового, ибо с его вхождением в жизнь человека он лишается уюта уже сложивше гося и устоявшегося мирка. Человеку трудно принять новое ввиду страха столкновения с безмирностью. Однако возможно, что именно пустота, компромети рующая все содержание нашего мирка, способна приблизить нас к су щему, к новизне которого всегда трудно привыкнуть. Приятие нового зависит от понимания человеком необходимости превышения себя и осуществления им действий по преодолению своей, сложившейся ранее идентичности. Нам непременно надо вырваться за пределы се бя - прежних - и знания о себе. В этом отношении важно приучить себя к взаимодействию с пустотой путем отстранения от потока жиз ни и потока речи, потока причин и потока обстоятельств, ведь в по токе всегда можно захлебнуться и утонуть. Любой закон, даже если он отчасти нам понятен, может быть выражен только тогда, когда у нас есть некоторая структура, через которую мы способны его заметить. Такие конструкции, фактически эквивалентные законам, помимо зрительно-видимого состава имеют и мыслительный состав. У них - два начала. Имея знаковую форму в виде «черточек», «стрелок», «кружков», «загогулен», т.е. того, что отличает их от других знаков, когда мы ими оперируем, такие кон струкции позволяют нам осуществлять именно умопостигаемую ра боту. Трудность понимания таких конструкций связана с намерением сосредоточиться исключительно на каком-то одном начале: либо на знаке, либо на мысли. Вместе с многократным увеличением какого-нибудь признака, некой характеристики и определенного обстоятельства дремавшая доселе частность вдруг становится заметной. Причем величина и зна чение ее будут все более возрастать при обособлении этой «черточ- 7- 1857
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz