Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.
ни было на каждом шагу, ведь тогда у него не хватит сил для главного - для мысли. Пространством, альтернативным существованию, предопреде ляемому знаками, становится смысловое пространство, очерченное траек торией реально совершенных поступков. Поступок - это феномен присут ствия внутреннего мира во внешнем. Он демонстрирует безусловную ори ентацию человека на внутреннее. Поступок не сводится к физическому действию или к языковому акту, хотя и может реализовываться через них. Это особый феномен, разбор которого должен осуществляться по особым же - внутренним —правилам. 5. Понятия «субъект» и «трансцендентальный субъект». Логическое тождество как единство «внутренних» отношений Обращаясь к фигурам зрителя и внешнего наблюдателя, отметим раз ницу между полнотой внутреннего и внешнего восприятия. Полнота внут реннего мира перестраивается в полноту «картины», где отдельные эле менты наблюдаемого связываются между собою пространственными, вре менными и причинными связями. Полнота внешнего наблюдения - это полнота действия, границы которого определяет именно наблюдатель. Сознание наблюдателя фиксирует связь развертываемых характеристик происходящего. Иными словами, человек может наблюдать то, что в каче ственном смысле неизменно, т.е. равно самому себе в момент наблюдения. Именно этим обеспечивается существование «предметов», их «свойств», «характеристик» и «определений». Совсем другое дело - присутствие в этом поле, организуемом самим субъектом и им поддерживаемом, субъек тивности, из которой он исходит. В размерности профессионального языка философов, ширящегося по нять сказанное, возникло понятие «трансцендентальный субъект», со держательные интерпретации которого во многом соотносятся с понятием «априорность». У Канта и в посткангианской традиции понятие «транс- 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz