Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.
ротный, изнаночный и иной аспекты существующего. Попутно отметим, что современная тенденция, связанная с желанием человека найти себя в деле обязательной идентификации себя с чем-либо или кем-либо , не толь ко не в состоянии привести его к себе, но и, напротив, все более его от се бя отдаляет. 4. Философ, жизнь пониманием и поступок Понятно, что поведение человека, по преимуществу живущего внут ренним, не может не восприниматься как нечто странное теми, кто охва чен активностью, направленной на овладение существующим, и потому намеренно пытается расположиться внутри существующего, но вне себя. Взять, к примеру, философов, т.е. существ, занятых таким странным де лом, как мышление. Оговоримся, что речь, конечно, идет о реально мыс лящих субъектах, а не о тех, кто рядится в их «одежды» и периодически стремится удостоверить свое приобщение к цеху «философов» различного рода «документами». Речь идет о тех, для кого все существование предста ет потенциальной территорией мышления, когда поводом для рефлексии может стать всё, что угодно, без всякого исключения. Своим существова нием в параметрах «бытовых», «половых», «национальных» и любых дру гих «идентификаций» такое существо, разумеется, не занято. Если это и происходит, то «вторичным», т.е. случайным, образом, явно не опреде ляющим поведение философа, ибо главными для него являются стремле ние мыслить и намерение понять. Философ находит в себе силы пожертвовать всем, что не является мыслью. Фактически он приносит в жертву свое существование и платит за свое мышление телом и бытом, гражданством и социальным статусом, состоятельностью и принадлежностью к определенной культуре. Поэтому- то философ не может позволить себе впадать в театральность, как и не может стремиться к тому, чтобы отстаивать независимость от чего бы то 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz