Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

в себе и наедине с собой. У разведчика всегда есть свое внутреннее место и свое внутреннее время - место и время реального мышления , связанного с необходимостью понимания. Феномен внутренней сосредоточенности человека, с одной стороны, вещь редкая, ибо быть в себе трудно. С другой стороны, без такого фено­ мена не обойтись, ибо такие феномены «выпрямляют» существо человека, которое норовит раствориться в знаках и стремится корректировать свое поведение через обращение к «случаям» и «обстоятельствам», «резонам» и «причинам». Жизнь «внутренним» предстает всегда иным - по отношению к общепринятому — поведением. По отношению к горизонтали сугубо «внешнего» существования, которое лишено «внутреннего» ядра, поведе­ ние внутреннего эмигранта предстает вертикальным сечением, где проис­ ходит отсечение - от себя - всего лишнего. Под «лишним» здесь понима­ ется область устоявшихся и потому «мертвых» смыслов, которые когда-то определились благодаря мыслительным усилиям конкретных людей, но теперь исчезли, не будучи реально никем поддерживаемыми, превратив­ шись в безличные и амбивалентные значения. Обратим внимание на современную потребность смягчать и ретуши­ ровать, но не заострять и не выделять иное. В инструментарии культуры имеется множество разнообразнейших, технически выверенных средств по ограничению иного и адаптации его к привычному. Акцент ставится не на различии , а на тождестве, для чего разрабатывается множество концепту­ альных сценариев. Заметим, что и символ Бога может пониматься не толь­ ко в аспекте обоснования с его помощью теоцентрического понимания мира, но и по-иному, а именно - пониматься в качестве условия иного ви­ дения чего бы то ни было, когда вводится процедура наложения вето на привычное расположение своего существования в публичных знаках и без­ личных значениях, требующая от нас перейти к делу самостоятельного осмысления. В совмещении всего и вся с символом Бога выявляются обо­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz