Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.
где и когда он способен на беспристрастный и невозмутимый взгляд, т.е. в ситуации его собственной экстерриториальности от происходящего, в первую очередь связанной с чувственным «разрывом» от него. Человек способен проникнуть в суть происходящего тогда, когда он может занять позицию постороннего по отношению к зримому. При этом проникнове ние в сущность напрямую связывается с отказом от формы «феномена» и приданием внутреннему формы «явления». Выделим и другой аспект возникновения понимания. Понимаем мы происходящее или нет —это напрямую зависит от нашего умения извле кать и изымать свою суть из конкретных ситуативных воплощений сво ей жизни. Понимание индуцируется в том случае, если нам удается осуще ствить трансцендентальное смещение за пределы содержаний, связанных с какими-либо обстоятельствами. Безразличие в отношении к частному, в котором мы обычно застреваем «по жизни», т.е. в пределах своего сущест вования, достигается именно тем, насколько нам удается осуществлять процедуру постоянного смещения, переходя от одного объекта наблюдения к другому. И так до бесконечности: точнее, до тех пор, пока у нас хватает сил длить непрерывность таких смещений. Процедура внешнего наблюде ния как раз и основывается на непрерывности этого процесса. На время выполнения перманетного смещения наблюдателя из содержаний наблю даемого мы идентифицируем себя с концептом или логической формой, которые дают нам возможность изымать себя из содержаний. Мы словно прикасаемся к источнику энергии, помогающему нам покинуть единичное и обрести единое. Понимание всегда сопровождается чувством облегчения и воспринимается в явно положительном ключе. Скорее всего, это связано с достижением человека освобождения —пусть и временного, но освобож дения - от частных «случайностей» и обстоятельств». 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz