Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.
шводимости субъекта является искусственно выстроенным —ментальным — образованием, внутри которого в любом его месте возможно допущение фигуры внешнего наблюдателя , не встречающего никаких сущностных препятствий для «отстраненного», внепространственного и вневременного рассмотрения. Важно отметить и то, что на основе рефлексивных смеще ний человек обретает возможность своей «внутренней» основательности, которая напрямую соотносится с его способностью быть субъектом. По отношению к близкому у нас нет перспективы и масштаба от стояния. В результате мы не можем дистанцироваться от близкого и за нять по отношению к нему позицию внешнего наблюдателя. Выражаясь философски, мы оказываемся не в состоянии провести рефлексию по от ношению к тому, что в наибольшей степени сращено с нами и что поэтому мы считаем только своим, своим внутренним. Несколько расширяя данное рассуждение, можно попробовать сформулировать проблему следующим образом. Насколько возможно занять положение постороннего наблюда теля в отношении к самому себе и своей субъективности, остается под во просом. Г1о крайней мере, ясно, что нельзя безболезненно расстаться с со бой, как нельзя без утрат сделать себя предметом сугубо «внешнего» обзо ра и аналитического разбора. Вместе с тем нас понуждает к совершению рефлексивных актов именно намерение понять происходящее: в том числе понять самих себя и то, что происходит с нами. Рассмотрение процесса внешнего, т.е. незаинтересованного и отстра ненного, наблюдения, рвущего с феноменальным строем жизни, сопоста вимо с фигурой зрителя. Внутренняя специфика и субъективные содержа ния зримого интересуют зрителя только в той мере, насколько они сопос тавимы с его пониманием происходящего. Разумеется, это понимание яв ляется пониманием конкретного человека, однако в любом «понимании», каким бы экстравагантным оно не представало, появляется измерение без личного. Внешний наблюдатель лучше понимает обозреваемое там и тогда, 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz