Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

оптологических оснований мира, напрямую связанный с подменой бытия сущим, обрекает человека на обитание на его поверхности. За обретение внешнего человеку нередко приходится расплачиваться утратой внутреннего; в частности, отказываться от принятия мира таким, каков он есть. Мир сам по себе теперь не занимает человека, ибо сего­ дняшний человек, если чем-то и занят, так занят овладением мира. Поэто­ му мир воспринимается субъектом только как «часть» и «частность» по­ знания. Если даже кто-то сознательно и ориентирует себя на постижение мира, то обычно это оборачивается тем, что такие люди намеренно живут исключительно пониманием и «внутри» понимания, только изредка поки­ дая границы понимаемого, тогда как за пределами территории понимаемо­ го мир вверен непониманию. Такая ситуация сродни замкнутости средне­ вековых университетов, где царил разум, в то время как вне университет­ ских корпораций жизнь не была разумной. Гипертрофия способности по­ нимания у одних оборачивалась ранее и оборачивается сегодня атрофией этой способности у других: одни живут только пониманием, другие стремятся обходиться без него вовсе. В одних местах сосредотачивается безжизненный разум, тогда как в других — неразумная жизнь, т.е. сущест­ вование, предоставленное само себе. Главной проблемой и в том, и в дру­ гом случаях становится проблема ускользания мира от человека. Забвенье мира первоначально оборачивается «вползанием» и дальше —все более по­ следовательным —впадением в зону безмирья. Мир сопротивляется про­ странственно-временной и причинно-категориальной локализациям, ведь он есть то, посредством чего каждый из нас обретает возможность пони­ мания. Известно, что человеческое существование определяется невозможно­ стью прямого взаимодействия с глубиной, ибо, существуя, он ограничен параметрами своей «определенности» и «конечности». С собой и своей внутренней определенностью, как с глубиной мира в целом, мы можем 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz