Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.
ранности: напрот ив, предельное попадание человека в себя раздражает и страшит окружающих. Для того чтобы человек не попал в себя, в ход идут разные средства. Любой ценой стремятся добиться того, чтобы каж дый человек был «на виду», «вместе со всеми» и «как люди». Понятно, что встречи человека с собой и со своей «глубиной» обнажают многое. В част ности, становится понятно то, что современный человек намеренно вгоня ет себя в суету и вбрасывает себя в активность. Также он идет на то, что бы всячески поддерживать социальные конвенции, согласно которым именно благодаря активизму организуются и поддерживаются как его от ношения с другими людьми, так и его связи с самим собой. Похоже на то, что Хайдеггер, размышляющий над гераклитовым из речением, прав: и мир вынужден скрываться во внутреннем пространст ве обитания личности, составляя ее интимную сторону и становясь как ее домом, так и крепостью1, неприступной даже для близких, не говоря уже о далеких. Особо следует подчеркнуть, что интимность мира противостоит гигантомании современной культуры. Внешнее единство мира сегодня об ретается посредством обращения к бесконечным синтезам объектов со сто роны безличного разума и социально организованной воли коллективного субъекта. Кроме того, современное положение дел характеризуется резким про тивостоянием внешнего и внутреннего мира человека. Границы между «внутренним» и «внешним» все более расширяются, в результате чего зна чения слов «внутреннее» и «глубина» утрачиваются, тогда как опреде ляющим становится понятие «поверхность» . Важно осознать, что распад 1Речь идет о речении Гераклита «Личность есть божество человека (его даймон)»: I е- раклит. Фр. 94 // Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. - Ч. 1. — С. 243. В интерпретации Хайдеггера «личность» оказывайся «открытой областью, в которой обитает человек», его «домом» и «кровом»: Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.- С . 215-216. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz