Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

пий. Теперь уже человек орг анизовывает свой внутренний мир внешним образом через обращение к всевозможным идентификациям. 1 1етрудно увидеть, что даже описание объекта желания с позиций внешнего наблю­ дения, т.е. с позиций безличности, изменяет характер бытования этого объекта: «существование» и «функционирование» объекта желания пред­ варяются его принципиальным «знанием». И потому для сохранения объ­ екта желания в качестве такового, вероятно, необходимо осознанно ввести запрет на его публичное и исключительно «внешнее» описание. Можно и нужно описывать формальные правила, т.е. формы реализации желания, но в то же время требуется оставлять в неприкосновенности содержа­ тельную составляющую, которая всегда имеет интимный характер. Говоря более определенно, мы сталкиваемся с проблематичностью спасения нашего внутреннего мира и среды интимного под натиском внешнего и публичного, грозящих их сплющить и свести к нулю. Наше су­ щество, подверженное воздействию то одного, то другого фактора, часто рассматривается в качестве отдельных и обособленных друг от друга жиз­ ненных линий, которые кажутся противостоящими друг другу, но в дейст­ вительности завязываются в единый «узел» нашей судьбы. 8. Антиномичность человеческого существования и «что делать?» На первый взгляд, сегодня побеждает ориентация на внешнее. Это еще более понятно в контексте пафоса новоевропейской эпистемы, уве­ ренно расширяющей свое влияние через науку и технологически органи­ зованную культуру. Похоже, что намерение человека быть субъектом - по отношению к чему бы то ни было - его пьянит, соблазняет и манит. С по­ зиций внешнего восприятия любое внутреннее сосредоточение человека в себе пугает и в подавляющем большинстве жизненных ситуаций сегодня оценивается довольно негативно. От человека ждут не внутренней соб­ 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz