Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

чина - это само сознание), или есть бесконечное множество причин, ибо попадание «в» сознание сопряжено с попаданием в бесконечность. Как отмечает Декарт, «в совокупной производящей причине должно быть, по меньшей мере, столько же реальности, сколько в действии этой же самой причины»1. Однако тогда, когда мы осознаем что-либо, т.е. совершаем акт созна­ ния, то оно во власти человека, тогда как в мысли есть нечто ему непод­ властное. Человек опирается на саму возможность занимать позицию не­ зависимого субъекта, выносящего вердикт относительно того, что им на­ блюдается. Именно она обеспечивает ему, как существу сознательному, пребывание в любом месте наблюдаемого в качестве носителя сущности наблюдаемых явлений. Истина в таком случае является структурным из­ мерением всего того, что наблюдается и в этом наблюдении познается. Ис­ тина - это трансцендентальное условие познания, поэтому в содержатель­ ном измерении познаваемого ее не найти. Как раз поэтому, истина способ­ на оказывать структурирующее воздействие на любые «внутренние» воз­ можности человека, обычно пребывающие в рассеянном и разрозненном состоянии, храня целостность нашего существа. 7. Феномен страсти и объект желания В деле разбора связи внутреннего и внешнего стоит обратиться к срав­ нению страсти, вдруг захватывающей человека, и формирующегося в ее среде объекта желания. Заметим, что периодически охватывающее нас желание не может быть предметом анализа, контроля и расчета, тогда как объект желания позволяет нам не раствориться в своем желании. Объект желания дает наш возможность, пусть и частично, но контролировать возникающее желание. Если бы наше сознание не имело возможности 1Декарт Р. Сочинения: В 2 т. - М., 1994. - Т. 2. - С. 33. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz