Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.
чина - это само сознание), или есть бесконечное множество причин, ибо попадание «в» сознание сопряжено с попаданием в бесконечность. Как отмечает Декарт, «в совокупной производящей причине должно быть, по меньшей мере, столько же реальности, сколько в действии этой же самой причины»1. Однако тогда, когда мы осознаем что-либо, т.е. совершаем акт созна ния, то оно во власти человека, тогда как в мысли есть нечто ему непод властное. Человек опирается на саму возможность занимать позицию не зависимого субъекта, выносящего вердикт относительно того, что им на блюдается. Именно она обеспечивает ему, как существу сознательному, пребывание в любом месте наблюдаемого в качестве носителя сущности наблюдаемых явлений. Истина в таком случае является структурным из мерением всего того, что наблюдается и в этом наблюдении познается. Ис тина - это трансцендентальное условие познания, поэтому в содержатель ном измерении познаваемого ее не найти. Как раз поэтому, истина способ на оказывать структурирующее воздействие на любые «внутренние» воз можности человека, обычно пребывающие в рассеянном и разрозненном состоянии, храня целостность нашего существа. 7. Феномен страсти и объект желания В деле разбора связи внутреннего и внешнего стоит обратиться к срав нению страсти, вдруг захватывающей человека, и формирующегося в ее среде объекта желания. Заметим, что периодически охватывающее нас желание не может быть предметом анализа, контроля и расчета, тогда как объект желания позволяет нам не раствориться в своем желании. Объект желания дает наш возможность, пусть и частично, но контролировать возникающее желание. Если бы наше сознание не имело возможности 1Декарт Р. Сочинения: В 2 т. - М., 1994. - Т. 2. - С. 33. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz