Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

периодически возникающая неудовлетворенность им своей жизнью , ведь она связывается со случайным и вверяется отдельному. Обращение к феномену смерти помогает сформулировать ряд утвер­ ждений, имеющих отношение к проблеме внутреннего и внешнего; своего и чужого. Во-первых, чем больше человек обращает внимание на события внеш­ ней жизни и погружается в них, тем меньше он находится наедине с собой и меньше живет мотивациями своего внутреннего мира. В этом случае че­ ловек оказывается в положении существа, которое отстраняется от себя стремительно нарастающей средой «объективного», что приводит к усиле­ нию «кризиса» внутренней субъективности, выход из которой усматрива­ ется в периодическом обращении к актам идентификации. Во-вторых, «объективное» рассмотрение непосредственно связано с развоплощением внутреннего и превращением своего в «ничьё» («ничей­ ное»), Процедура объективного описания собственно и строится таким об­ разом, чтобы развенчать феноменальное и придать ему характер контро­ лируемого - субъектом - явления. Именно субъект «организует» и «длит» процедуру такого «превращения» феноменов в объекты рассмотрения. Только элиминация внутренней жизни наблюдаемого обеспечивает воз­ можность наблюдения. В-третьих, феномен постигается мышлением, тогда как явления рас­ сматриваются сознанием. Мышление воспринимает неожиданности, тогда как сознание их не терпит. Сознание любой ценой стремится к тому, чтобы сделать осознаваемое предельно аналитичным. Оно и выступает как про­ цедура контроля и расчета того, что имеет феноменальную природу: соз­ нание отказывается от феноменального основания события и размечает его всегда внешним образом и так, чтобы можно было осуществлять контроль над рассматриваемым. Мысль «приходит» и «уходит», ее «находят» и «те­ ряют», тогда как сознание «организуют» и «производят». Процесс осозна­ 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz