Сергеев, А. М. Своё (внутреннее) и позиция внешнего наблюдателя / А. М. Сергеев // Феномен границы: способы его понимания, постижения и изучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 39-57.

тием смерти событиям жизни придаются новые — не ситуативные и не частные - значения. Им придается дополнительный смысл. Таким обра­ зом, событие смерти —даже в гипотетическом отношении - задает иную и новую перспективу осмысления жизни в целом и каждой ее составляющей в отдельности, если сравнивать ее с отдельными жизненными содержа­ ниями. Подразумевая содержание греческого слова «теория» (9s(opia), со­ держащего, наряду с другими, значения «наблюдения», «рассмотрения» и «созерцания», можно говорить о том, что по отношению к жизни смерть выступает в качестве теоретического ее измерения. Обратим внимание на то, что жизнь —она наша , тогда как смерть - она не наша; смерть —она ничья. Наша жизнь является нашей только в том случае, если мы способны «изъять» себя из того, что «нашим» быть прин­ ципиально не может. Для этого необходимо обращение к позиции внешне­ го наблюдателя , из места которого может развиваться рефлексия. Таким местом и является событие смерти, введение которого придает событиям жизни дополнительное «прочтение». Смерть всегда размещается за пределами жизни, и потому событие смерти способно совмещать разное, позволяя человеку мыслить жизнь в ее логическом единстве. Любое явление жизни, которое в рамках аналитиче­ ского отношения непременно и обязательно рассчитывается, лишается своего - всегда «ситуативного», «частного» и «случайного» - основания, воспринимаясь в сопряжении с событием смерти в качестве момента и элемента внутри единого континуума жизни. Такая перспектива позволяет человеку осмысливать, т.е. подвергать процедуре мышления, любую точку его жизни. И если в непосредственном жизненном измерении все детер­ минации человека являются «ответами» на случающееся и случайное, то в перспективе объятия точек жизни событием смерти эти причины воспри­ нимаются в качестве связанных с самим человеком только частично. По­ нятно, что неизбежным спутником жизни человека в этом случае является 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz