Смирнов (Семенов) В.П. Вызревание будущего. Дружба народов. 2019, №6, с. 225-237

Владимир Смирнов. Вызревание будущего 233 школу в подобие лектория, где воспитание — как этическое, так и эстетическое — сводится к едва слышной малости, отдается на откуп родителям, а учительство уже в самых младших классах обращается не к чувству ребенка, а сразу к рассудку, хотя этот овощ в первокласснике, едва вышедшем из младенчества, еще зелен, неупотребим. Школа этого типа неплохо решала вмененные ей задачи, пока в придачу к школе работало не совсем еще разрушенное домашнее воспитание, пока в самой школе преподавали люди, истово верящие в силу науки, а советские педагоги верили вдобавок и в построение коммунизма. Но бурями XX века веру эту развеяло. В нынешней школе по решающему преимуществу работают усталые узкие «предметники» и практически исчезает «Учитель с большой буквы», как мы его теперь ностальгически называем, который был для ребенка примером, учил не только математике или языку, но и самой жизни. А без такого Учителя ребенок неизбежно теряет сердечный интерес к школе и, если не бросает ее, то доучивается ради аттестата. На рубеже третьего тысячелетия мировоззренческий кризис ощущается и на Западе, и на Востоке (там, впрочем, он проявляется по-другому). Сама эпоха рационалистически понятой «истины» оказалась в глубоком кризисе, начавшемся уже давно, в конце XIX века. Постепенно обанкротилась научная вера или суеверие, которое ждало от науки ответа на все проклятые вопросы жизни. Оказалось, что чем дальше развивается наука, тем более она удаляется от той «истины», которая нужна человеку. В решении пограничных, метафизических вопросов ученые безнадежно расходятся друг с другом. Ученый, как и последний невежда, беспомощно останавливается перед насущными вечными вопросами: в чем смысл жизни? Как жить? Что добро и что зло? Учреждают какой-нибудь очередной «Институт человека» с целью собрать воедино знания о человеческой сущности —и тут же разбегаются по разным лабораториям. Даже философия, «душа культуры», растеклась по частным интересам. Член Французской Академии Жан Дютур в книге «Огни Просвещения погасли» пишет, что нынче культурная элита проваливается в массу, как в трясину. И что человечество в целом не только не стало зрелым, о чем мечтали просветители XVIII века, но, скорее, впадает в детство: «Нынешнее человечество, впервые за время своего существования, интересуется только телом, удобствами, благополучием, мощью или скоростью материальных предметов. Инфантильное человечество начала III тысячелетия демонстрирует недостатки и пороки, свойственные детям: легковерие, аморальность, малодушие, невежественность, склонность к насилию, дух стадности». И Жан Дютур далеко не одинок в своих наблюдениях. Сейчас все чаще слышишь, что обыватель, «разочаровавшийся» в христианстве, а чаще всего просто мало что о нем знающий, «заново околдован». Он не верит больше в Xриста, но готов поверить во что угодно. Если он еще ценит «духовность» (слово, которое теперь предпочитают «религиозности»), то ищет ее на рынке, соблазняющем богатством выбора. Свойственно это и российскому рынку так называемой духовности. Здесь можно найти набор старых языческих божеств, многочисленные руководства по различным восточным и архаическим верам. Подлинным же хозяином положения на рынке является оккультизм, то есть всякого рода эзотерика, псевдонаучные и паранормальные верования. Пора сделать некоторые выводы. Думаю, и вы теперь согласитесь с тем, что перекличка между психическим взрослением ребенка и чередованием основных форм духовной культуры западноевропейского человеческого общества свидетельствует о естественности исторического процесса. Подобно тому как юность не может наступить ранее отрочества, а оно не может осуществиться прежде младенчества и раннего детства, так и эпохе рационалистической «истины» не дано опередить эпохи религиозного «добра» и языческой «красоты». Человек и человечество, конечно, величины не одного порядка, но порядок для их взросления — один. Мы видим перед собой культурное взросление, медленное, изобилующее драмами и трагедиями, самовоспитание западноевропейского человечества. Вразное время и в самыхдалекихдруг от друга источниках находил я подтверждение своим мыслям. В грандиозной гегелевской картине саморазвития абсолютного духа зафиксирован

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz