Смирнов (Семенов) В.П. Вызревание будущего. Дружба народов. 2019, №6, с. 225-237

236 Владимир Смирнов. Вызревание будущего религиозными войнами и кострами инквизиции, зажженными конечно же ради «добра», ради спасения душ заблудших. Современный поэт Владимир Микушевич подвел под всей этой историей афористическую черту: Истина без добра и красоты —ложь. Добро без истины и красоты — зло. Красота без истины и добра — безобразие. Практический вывод из вышесказанного таков: для гармонического развития жизни нужен гармонически развитый человек. Это не сегодняшний вывод. К гармонии люди стремились всегда, восхищались ею, встречая в окружающем мире, и в любую эпоху пытались гармонично, всесторонне воспитать человека. Но понимали гармонию в соответствии с возрастом культуры. Язычники, как мы уже заметили, строили гармоническую личность под водительством «красоты», христиане всецело доверились «добру», а рационалисты — «истине». И каждая из осей в конце концов не выдерживала руководящей тяжести, приводила людей к необходимости категорически менять ориентацию культуры, опираться на новую координатную ось. Свободных осей больше нет. Но, видит бог, это и к лучшему. Наши метания с оси на ось прекращаются. Детство культуры, как и положено законом взросления, завершается юностью. Заканчивается путь ощупывания координатных осей, освоение приосевых районов. Дальше предстоит осваивать основное межосевое пространство взрослости, воспитывать гармонически развитую личность, опираясь уже не на одну ось, и даже не на две, как это было испробовано на исходе Средневековья, когда европейское человечество ощутило недостаточность односторонней ориентации на религиозное «добро» и попыталось слить его с языческой «красотой», соединить этический и эстетический подходы к миру, обобщить христианские и древние греко-римские богатства. Тогда эта попытка, могущая, конечно, осуществиться только в интеллигентных научно-художественных кругах, дала, тем не менее, множественные, порою великолепные плоды, названные впоследствии Возрождением. Но в XV—XVI веках еще оставалась неосвоенной ось «истины», направление рационализма, и поэтому самих деятелей Возрождения засасывающе влекло на третий путь, ради которого они, как незабвенный Джордано Бруно, могли взойти и на костер. Теперь положение иное. На закате эпохи безудержного рационализма, наблюдая разрушительную недостаточность его рассудочной «истины», мы понимаем, должны понять необходимость сведения воедино уже всех трех исторически обусловленных упований, всю триаду, причем на совершенно равноправных условиях. Сама история, сама логика культурного взросления подвела нас к новому пониманию гармоничности человеческого развития. Нынешний Ренессанс, новое Просвещение видится как равноценное воспитание в ребенке, а отсюда и в обществе, всех трех его духовных способностей: эстетических, этических и рационально-познавательных. История культуры подсказывает нам и порядок, и даже некоторым образом содержание Второго Просвещения. Эстетическим по преимуществу должно стать начальное образование, этическая доминанта обязательна в «подростковых» классах, а рационалистическая отводится старшеклассникам. Что значит для личности такая гармонизация? Вспомним слова чеховского доктора Астрова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Ведь из этого идеала светит все та же древнегреческая триада. Внешность составляет «красоту», «прекрасная душа» как сочувствующий и нравственно-волевой центр определенно относится к «добру», а «прекрасные мысли» тяготеют к «истине». Он умный, добрый и красивый, скажут нам про такого человека, и мы готовы авансом симпатизировать ему, несмотря на отсутствие подробностей. Такой человек определенно заслуживает нашей любви. Простота вывода, помню, в первый момент ошеломила меня. Истина, Добро и Красота, слитые воедино, образуют Любовь. Осуществленная в человеке триада

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz