Семенов, В. П. Из рубрики «отЛичный взгляд» : очерки / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2006. – [Вып.] 11. – С. 244-252.

304 бы одним делом — изучением древностей Мурмана. С од­ ной стороны, это профессиональный археолог Владимир Шумкин из Института истории материальной культуры РАН, перенявший эстафету исследований из рук незаб­ венной Нины Николаевны Гуриной, чьи книги «Время, вре­ занное в камень» и «История культуры древнего населе­ ния Кольского полуострова» я храню и читаю. С другой стороны, это философ Валерий Демин, ищущий следы Ги­ пербореи, некой идеальной страны, которую древнегречес­ кая мифология размещала где-то на севере, где жил вечно юный народ, наслаждающийся непрерывным светом солн­ ца. Народ сей не знал ни ссор, ни войн, ни тяжб. Гипербо­ рею, якобы, очень любил бог Аполлон, и регулярно, раз в 19 лет отправлялся туда на колеснице, запряженной лебе­ дями. Гиперборейцы, как и сам Аполлон, были художествен­ но одарены, их жизнь постоянно сопровождалась музыкой, танцами, пирами и благоговейными молитвами. Каждый гипербореец мог таким образом прожить 1000 лет, но обыч­ но, утомившись жизнью, сокращал ее, кидаясь со скалы в море. Вот на таких шатких мифологических устоях и построил Валерий Демин свою гипотезу, свои поиски Гипербореи — древнейшей, как он считает, колыбели человеческой циви­ лизации. Казалось бы, кому как не археологам, исходив­ шим и ископавшим нашу заполярную землю вдоль и попе­ рек, подтвердить или опровергнуть построения московско­ го философа, но Шумкин и Демин говорят на разных язы­ ках и не слышат, не понимают друг друга. Если Демин верит, что знаки, обнаруженные в яме на Сейдозере, вы­ биты человеком 14 тысяч лет тому назад, то Шумкин до­ подлинно знает, что в это время весь полуостров был еще покрыт километровой толщей ледника, и человеку здесь делать было нечего. В том и непроходимая разница между Шумкиным и Де­ миным, что деятельность археолога Шумкина основана на знании, а деятельность философа Демина — на вере. Воз­ можно, даже искренней и глубокой вере, способной ув­ лечь за собой юных романтиков из студии «Ариадна», но вера эта к науке не имеет никакого отношения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz