Семенов, В. П. Из рубрики «отЛичный взгляд» : очерки / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2006. – [Вып.] 11. – С. 244-252.

зог Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан, раб ра­ бов будет он у братьев своих». Вот, дескать, где истоки тер­ пимости к пьянству. Народы всего иудео-христианского мира осудили Хама за его хамский поступок, а Россия, мол, про­ сто дольше и последовательнее других сохраняет эту пона­ чалу всемирную терпимость, завещанную Библией. Не согласен. Я до сих пор не очень-то понимаю, в чем можно винить Хама. В том, что увидел отца пьяным до оду­ рения? Но ведь Хам не знал, что, войдя в шатер, застанет столь красочную картину. И рассказал он об увиденном не кому-то постороннему, а родным братьям, кои пошли и при­ крыли постыдную наготу родителя. Я считаю, что в этой библейской притче непристойно, по-хамски вел себя вов­ се не Хам, а «праведник Ной», проклявший даже не сына, ставшего свидетелем недостойного отцовского поведения, а уж и вовсе ни в чем не повинного внука. Так что слово «хамство» по справедливости следовало бы заменить на «нойство». И вообще: притча сия вовсе не о пьянстве и не о терпи­ мости к нему. Она о необходимости беспрекословного, без­ граничного сыновнего почитания. Таковы были ветхозавет­ ные времена. А у российской терпимости к пьянству совсем другие истоки. «Тайна» народного единения В эту ноябрьскую пору, когда младенческий День на­ родного единства почти смыкается с отживающим свой век Днем Октябрьской революции, расколовшей общество, развязавшей гражданскую войну, невольно задумываешь­ ся о дальнейшей судьбе России. Держу перед собой листки с итогами последней перепи­ си населения в Мурманской области (2002 год). Нас мень­ ше одного миллиона, но больше 120 национальностей. И хотя записавшиеся русскими составляют неоспоримое боль­ шинство — 760 тысяч, но кто такие сами русские? Еще в середине XVIII века обедневший вяземский дво­ рянин Астафий Коробов записал в своей тетради размыш­ лений:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz