Семенов, В. П. Из рубрики «отЛичный взгляд» : очерки / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2006. – [Вып.] 11. – С. 244-252.

249 министр экономики, начавший и проведший первый, самый тяжё­ лый этап реформ. Казалось, оба они были обречены на вечную ненависть народа. Не тут-то было. Они оба остаются популяр­ нейшими людьми в Польше. Почему? Первый министр экономики свободной Польши был до своего назначения обычным профессором экономики Варшавского уни­ верситета. Он жил с сыном в двухкомнатной панельной квартире на окраине Варшавы. После самого тяжелого этапа реформ, пос­ ле того, как в стране начались забастовки, но процесс реформи­ рования уже стал необратим, президент Валенса отправил его в отставку, назначив тем самым «козлом». И что? Министр вернулся в ту же самую двухкомнатную квартирку, где так и жил вместе со своим сыном. В это время народ страдал, боролся за выживание, ненавидел реформаторов, но через несколько лет Бальцерович вернулся в правительство. Потому что поляки за всеми своими труд­ ностями всё же успевали краем глаза отмечать такие мелочи как личное бескорыстие. Боюсь, что для наших реформаторов подобная «реабилита­ ция» невозможна. Вряд ли кто-то сомневается в уме Гайдара или Чубайса или в их организаторских способностях. Кто-то даже го­ ворил: именно потому, что они умны, их и не любят, умных вообще не любят. Боюсь, что ум здесь ни при чём. А вот такой малозначи­ мый для российской экономики факт, как, в какой квартире ос­ тался жить Гайдар после отставки, какой дачей продолжал пользо­ ваться, каков размер собственности, которой пользуется Чубайс, - сыграл немалую роль в отношении россиян к этим людям. Авторитет политика и общественного деятеля формируется не только на основе его ума или личного мужества, но и на основе нравственности его поступков. Вот этой нравственной проверки и не выдержал ни один российский реформатор. ЗА ГА Д К А И Р А ЗГА Д К А КО РАН А Почему мировой терроризм имеет исламское лицо? Ведь мир­ ные мусульмане без устали утверждают, что «...терроризм - не Ислам, террористы не имеют религии». Однако сами террористы так не считают. Чтобы разобраться в этой странности, я взялся пе­ речитывать Коран, с которым знакомился в юности, но с тех пор туда не заглядывал. Теперь же, взрослым внимательным взглядом я обнаруживаю в Коране как бы две книги. Первая, с текстов ко­ торой Коран начинается, призывает к миролюбию, прощению и добру. Она веротерпима: «...кто хочет, пусть верует, а кто хочет,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz