Семенов, В. П. «Эта песня смотрит в глаза» : (эссе) / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2003. – [Вып.] 8. – С. 240-249.
241 Речь у нас пойдет об авторской или, что то же самое, бардовской песне. А еще ее называют самодеятельной. Именно это последнее определение скреплено аббревиатурой КСП, - так сокращают себя «клубы самодеятельной песни», размножившиеся ныне не только в России, но и в русских диаспорах ближнего и дальнего зарубежья. Раздвоение, растроение определений жанра говорит прежде всего о том, что определения эти давались методом тыка. И каждое из них болеет неточностью. Что значит «авторская песня»? Написана автором? Но песни все, даже заслужившие звание народных, не обходятся без автора. Они автором же исполняются? Поначалу обычно, да. Но ведь вскоре песня, если она хорошая - а только о таких и следует говорить рядом с определением, - идет в народ, исполняется кем ни попадя, хоть хором... Бардовская? Это поближе, погорячее. Бардами называли народных певцов древних кельтских племен. Позднее так стали называть поэтов- профессионалов, ведущих бродячий образ жизни или приписанных ко двору какого-либо князя в Ирландии, Уэльсе, Шотландии. Наши же авторы сразу были приписаны к туристическим тусовкам и редким в ту пору магнитофонам, а вместе с демократизацией общества получили возможность и концертировать, что весьма приблизило их к «бродячему образу жизни». Многие были бы не прочь приписаться и к княжескому двору, да не те нынче вкусы у сильных мира сего. Ну, а что касается самодеятельной... Конечно, большинство членов КСП ответствуют самоназванию, но «передовиков» жанра как-то неловко будет отнести к самодеятельности, с которой мы обычно связываем «два притопа, три прихлопа». Передовые песни жанра смотрят нам в глаза, захватывают до мурашек, которые и хотел бы вызвать профессиональный композитор вкупе с модным поэтом-песенником, да не удается. Фокус, впрочем, не в определениях, а в прочем. Нам достаточно услышать песню и мы сразу скажем, оно это или не совсем то. Или совсем не то. Возможно, и ошибемся, но затем поправимся. Так одно время в разряд бардов попал Александр Розенбаум, но вскоре мы, то есть народ, неравнодушный к жанру, признали Розенбаума кич-меном, и это уже бесповоротно. Почему? Потому. Народ ни перед кем не отчитывается. Появление бардовской песни в Советском Союзе не случайно совпало с хрущевской оттепелью. Подтаяла мерзлота сталинизма, вот и потекло. Сейчас довольно снисходительно говорят о «шестидесятничестве» и вообще об оттепели 1956-63гг. Дескать, и оттепель была поверхностной, и шестидесятники тоже. Но время было исключительно важным, побудительным. Целое поколение молодых людей, «вытаявших» из сталинизма, почувствовало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz