Семёнов, В. П. Можно ли добром растворить чеченское зло ; Свободное время: где его провести? : (наставление для внуков) / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2001. – [Вып.] 7. – С. 250-262.

Владимир СЕМЕНОВ в каждом чеченце до сих пор живет убеждение, что он хоть в ч е м - т о , хоть в самой малости обладает чертами конаха. Разрыв между идеалом поведения и реальной практикой осознается чеченцем и выражается горестной пословицей: «Чеченцем быть трудно». И еще. Даже в дружбе чеченец не любит панибратства. Вместо него он предложит вам, если вы того заслуживаете, н емн о го сл о вн ую , но и с к р е н нюю верно с ть . Он в ч е м - т о индивидуалист, и не стоит особенно лезть в его семейные и л и чны е дела. О тн ош ени я п о с тоянной с ор е вн о в а т ел ьн о с т и между чеченцами делают их внутренне одинокими. Но они ум ею т , о т д а вш и с ь м у зы к е , п е с н е , т а н ц у и м у др о с ти , заключенной в языке, уходить от этого одиночества. Вообще чеченская культура с ее отточенной этикой всегда хорошо обеспечивала основы развития личности, а но социальные роли. Вместе с тем этикет чеченцев всегда ставит иноязычного гостя, партнера, деятеля культуры на более высокое место, чем то, которое предназначено для своих. Зато агрессия, которая идет извне, встречает невероятное сопротивление. Сейчас мы видим именно сопротивление. Оно бросается в глаза, оно напористыми средствами массовой информации ежедневно транслируется в наши души и все еще взывает к древнейшему кровавому инстинкту : око за око, смерть за смерть. Так мы с чеченцами никогда не поладим. Им отступать некуда. Россия к а к - т о еще и может отступиться от Чечни, а боевики не могут, не станут отступаться от своей родины. Переговоры в конце концов все равно неизбежны. И я убежден, что чеченцы способны на конструктивные переговоры. Во многие языки Кавказа вошел термин арабской науки «хьесоп» — умозаключение, решение. Чеченцы дали этому слову свое толкование, возводя его к родному слову «хьяса» — нить, волокно. Суть принятия общественного решения п о - ч е ч ен с к и т а к о в а : б е р у т с я м н ен и я всех у ч а с т н и к о в , не и с к лю ч а я противоположные. Затем они, как нити, свиваются вместе. И вот тогда общее решение окажется наиболее авторитетным и н а в е р н я к а буд ет п р и т в о р е н о в ж и з н ь . Ч е ч е н с к о е слово «согласие» (барт) звучит так же, как «уста». В таком понимании согласие равно человеческому дыханию, выходящему чере з 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz