Семёнов, В. П. Можно ли добром растворить чеченское зло ; Свободное время: где его провести? : (наставление для внуков) / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2001. – [Вып.] 7. – С. 250-262.

Чеченское зло р е сп у бл и к у с а дм и н и с т р а т и в ным ц ен тром в п р ак тич е ски русском городе Грозном и согласился на возвращение чеченцев и ингушей, которые и без разрешения уже пробивались к себе на родину. Между прочим, Грозный (Джохар —гала) — вероятно, единственный город в мире, где сегодня есть площадь имени Хрущева и проспект Горбачева. По —видимому, теперь без жилья. Во звр ащ ени е к ор енно го на с ел ени я породило большую безработицу, что вызвало трудовое отходничество. Больше 20 тысяч мужчин ежегодно уходило из Ч е ч е н о -И н г уш е т и и на «шабашку» . Вын ужд енный уход на з а р а б о т к и породил и организованную чеченскую преступность в России. Кстати, и партизанские отряды в нынешних войнах создаются именно как бригады шабашников — стихийно организованные группы, объединенные общей целью и добровольно отдающие власть а в т о р и т е т н о м у , б ы в а л о м у ч е л о в е к у . В т а к о й г рупп е п р и г ож д аю т с я любы е типы с о ц и а л ь н о й солид арн о с ти — родственные, возрастные, дружеские, соседские, земляческие, религиозные. К а в к а з ск а я культура ставит мужчину в же сткие рамки поведения . В юности по зволи т ел ьн о быть «джигитом», но довольно скоро надо обзаводиться семьей и домом и продолжать док а зыв а т ь себя в качестве хо з я и н а и отца перед семьей, с о с е д ям и , р о д с т в е н н и к а м и и п ам я т ью пр ед ков . К о р е н ь большинства проблем чеченского общества в последние годы кроется в утрате механизмов воздействия на молодых джигитов. В ны н еш н ем б е с п р е д е л е м олодом у ч еч енц у не с та ть ни летчиком, ни отцом —кормильцем большой семьи. И все —таки нормальный чеченец всегда подтянут, собран, ибо постоянно ощущает себя под прицелом оценивающих взглядов, мужских и женских — а настоящий ли он кавказец? Поэтому чеченец не запьет от бедности, а пойдет добывать средства на строительство дома — тяжким трудом на стройке, хитроумной торговлей. Наконец, разбоем. Ч ечен ск а я культура по с тро ен а на принципах этикета, благородства и терпения. Личность всегда должна прилагать усилия, чтобы приблизиться к образу рыцарского поведения (конаху). Каждое село или тейп славилось таким конахом — защитником страны, стариков, детей и женщин. Теперь говорят, что конахов не осталось, что «всех победил русский рубль», но 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz