Семёнов, В. П. Можно ли добром растворить чеченское зло ; Свободное время: где его провести? : (наставление для внуков) / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей. – Мурманск, 2001. – [Вып.] 7. – С. 250-262.

Владимир СЕМЕНОВ большинство чеченцев в 1941 году пошло воевать в Красную а рм ию и с р аж а л о с ь геройски . Д а н ны е о числе чеченцев , в о е в а вш и х в г о р а х п р о т и в с о в е т с к о й вл а с ти и присоединившихся к частям Вермахта, следует воспринимать скептически , ибо они исходят от той организации , которая сп ец и ал и зи р о в ал а с ь в массовой ф а б р и к а ц и и иностранных агентов. В феврале 1944 года весь народ (387 тыс. чеченцев и 91 тыс. ингушей) был выслан со своей родины. Не менее четверти п о гибл о . Там, в у с л о в и я х п р о т и в о с т о я н и я ч у до в ищ ным л иш е н и я м , у к р е п и л и с ь т р а д и ц и о н н ы е у зы с о ц и а л ь н о й солидарности — семья, клан, землячество, нормы боевой выручки и героического самопожертвования. И возникло понимание, что они страдают как единая чеченская нация, отмеченная трагической избранностью. Ссылка переносилась тяжело еще и потому, что свобода — ф у н д ам ен т ч еч ен с к о г о менталите та , з а л ож е н ны й верой в единого Бога. Самим рождением ребенок обретает право на жизнь и свободу. И даже еще не родившийся, о чем говорит пословица: «Лучше убить паломника из Мекки, чем ребенка в чреве матери». А мать — это исток жизни и гарант свободы. Не случайно многие девушки в ссылке отказывались выходить замуж, чтобы в неволе не рожать детей. Поразительно , что трагедия 1944 года не отложилась в чеченском историческом со знании как злод еяние русских. В с п ом и н а я т о т з л о п о л у ч ны й ф е в р а л ь , м н о г и е ч е ч е н цы непременно упомянут о легендарном русском солдате, который отказался убивать бе зоружных людей и сам был застрелен энкавэдэшником. Или о раскулаченном казаке в казахстанской ссылке, поделившемся с чеченцем шубой или коровой. Эти эпические рассказы, действуя в массовом чеченском сознании, позволяют разделить русских на «плохих» и «хороших», а следовательно, и продолжать жить рядом с ними. Без этого нельзя понять, как десятки солдатских матерей в период первой нынешней войны скитались по чеченским домам и порой —таки вы з в о л я л и с в о и х с ы н о в е й . М ы с л и м о ли т а к о е с азербайджанскими матерями в Карабахе или с грузинскими в Абхазии? В 1957 году Хрущев в о с с т ановил Ч ечено —Ингушскую 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz