Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

306 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) когда и тот, и другой еще не умеют ни читать, ни писать; когда ни тот, ни другой еще не могут связно рассказать историю своей жизни; когда и тому, и другому в качестве регулятора поведения еще достаточно родительского табу. Ведь не станем же мы объяснять младенцу, почему нельзя высовываться из окна: он все равно еще не понимает, что такое "убиться насмерть". Не высо­ вывайся и все. Иначе будешь наказан. Такой же запретительной мерой было и повсеместно распространенное в первобытном обществе табу священных и проклятых предметов. Их следовало избегать, потому что они табу. Не при­ касайся и все. Иначе — кара. Конечно/общество такого типа было крайне консервативным, оно всеми силами старалось сохранить завещанный предками порядок вещей, и жиз­ ненный уклад не менялся, почти не менялся целыми тысячелетиями. Но все- таки человек есть существо рискованное, искательное, да и мир ведет себя творчески, испытующе по отношению к человеку: парадоксальным образом даже само человеческое стремление сохранить порядок незыблемым при­ водит к зыбкости и опрокидыванию этого порядка. Ведь люди, к примеру, не собирались сводить мамонтов с лица земли — они старались сберечь свой традиционный охотничий образ жизни, а оказались перед необходимостью искать новый объект питания. И т. д., и т. п. Земля кругла, она лишь кажется беспредельной, и наша недальновидная прямолинейность поведения в ко­ нечном счете всегда приводит к появлению новой реальности, требующей небывалого подхода для приспособления к жизни, то есть нашего измене­ ния, изменения нашей духовной культуры. Надо думать, в такой парадоксальной форме и развивалось первобыт­ ное общество на пути к просвещенному язычеству, европейский расцвет ко­ торого мы видим в облике древней Эллады. Это тоже детство, "прекрасное детство человечества", как выразился Карл Маркс, добавив, что древние греки были "нормальными детьми" (как будто другие древние были ненормальны­ ми). Да, это все еще детство духовной культуры, но уже послемладенческая пора. Впервые в истории европейское человечество открывает для себя шко­ лу (как понятие и как учреждение). Совсем недавно по историческим меркам освоены чтение и письмо. Мифы еще почитаются и заучиваются, занимая порядочную часть сознания, как и сказки в наших нынешних младшекласс­ никах, но уже не имеют прежней безраздельной священной силы: уже Гомер относится к мифам эстетически, как к предмету любования. Все боги и чудо­ вища становятся у него "прекрасными": мы вступаем в эпоху "красоты", в мир подавляющей эстетики. Иначе и быть не могло, потому что, овладев письмом, обнаружив способность к философии, древние греки хотя бы и самого выдающегося ума все еще оставались укорененными в обостренной чувствительности и чувственности — в древнейшей способности, унаследо­ ванной эллинами непосредственно от своих первобытных предков. Поэто- му-то и окрашены — больше того! — закрашены чувственностью вера, воля, рассудок язычника, его этические и познавательные представления, не гово

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz