Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 305 Но в том-то и дело, что ни 20, ни 10 тысяч лет тому назад этнографы по земле не бродили. Эпоха была каменной всюду и для всех: для детей и для взрослых. Ребенок мезолита или неолита обрекался на "каменно-вековое" воспитание, то есть на консервацию своего чувственно-образного отноше­ ния к миру. Мифы и связанные с ними обряды были альфой и омегой духов­ ной пищи, ими начиналась и заканчивалась первобытная духовная культура. Все представления тогдашнего человека о добре, истине и красоте содер­ жались в мифе и обряде. Их соответственно и почитали: в мифе видели не сказку, не выдумку, а самую высокую реальность. В мифе рисовался образ первородителей племени, из мифа слышался их наставительный повели­ тельный голос, передаваемый из поколения в поколение. Этим голосом нельзя было пренебречь — забыть или ослушаться, — иначе, по представ­ лениям доисторических людей, племя распадется и погибнет, словно чело­ век, потерявший душу. В формах мифа и ритуала выступала коллективная душа племени, и первобытный ребенок сызмала впитывал в себя это пле­ менное мироощущение, рос в нем, набирался бытовых, трудовых навыков, и вот уже проходил через обряд совершеннолетия, и воспитывал уже своих детей, но при внешней взрослости оставался ребенком по типу духовной культуры, сохранял в себе "архетип младенца" по терминологии Юнга, то есть такое состояние сознания, когда мышление и воля еще не выделены, не освоены человеком как что-то лично ему принадлежащее. Доисторичес­ кий человек даже и в умудренной старости своей не мог утверждать, что он думает сам, своим интеллектуальным усилием. Он считал, что "в нем дума­ ется", что мысли приходят к нему извне, и воля в нем возникает тоже помимо его собственной воли. При таком состоянии психики мир воображения, ми­ фический мир первопредков оказывался для человека значимее реального мира: душа самоуправна и может отрицать очевидную действительность ради своего равновесия. Сходное состояние психики мы можем наблюдать и в наших маленьких детях, пока они еще очарованы миром сказок, пока не оку­ нулись с головой в холодную купель рационализма. В детях же каменного века никто и ничто не разрушало первоначальных сказочных представле­ ний. Наоборот, они наслаивались друг на друга, надстраивались и в конце концов увенчивались культовыми и космогоническими мифами, составляю­ щими священное сокровище племени. И в этой, надо сказать, довольно уют­ ной и прочной колыбели протекала вся жизнь человека каменного века от рождения до смерти. Он не имел права, да и желания, выбраться из племен­ ного мифа подобно тому как наш трех-пятилетний малыш не волен да и не желает выходить из-под опеки любящих и любимых родителей. Куда ему идти? Он и в восемь, и в десять не захочет уйти, если его не вытолкнет се­ мейная обстановка. Но мы намеренно ограничим возраст ребенка, сопоставимый с перво­ бытным психическим состоянием человеческого рода, четырьмя-пятью го­ дами. Это именно доисторический период жизни как индивида, так и рода,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz