Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.
304 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) чему попало: к нравам, учениям, идеалам... Однако сейчас я нацелен уже не сюда, а отсюда. Вы наверное и сами заметили внутреннее подобие трех представлен ных явлений. Везде речь идет о развитии духовной культуры. Различен мас штаб процессов, но чередование фаз развития всюду одинаково: от эстети ческой через этическую к рационалистической. Почему? Чем обусловлен именно такой порядок? Для вящей убедительности ответа сопоставим историю развития евро пейской культуры с ходом психического взросления ребенка. Конечно, пря мого сходства между ними нет, но есть многозначительное подобие. На основе всестороннего изучения древних мифов современные уче ные составили портрет типичного мифологического сознания, которое хотя и менялось, развивалось по мере приближения к письменному состоянию, но не выходило из нижеочерченных пределов. Это неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, глухота к противоре чию, неразработанность абстрактных понятий, чувственно-конкретный харак тер мышления, метафоричность, эмоциональность. Австралийские, бразиль ские и прочие аборигены, жившие в отрыве от цивилизации, сохранили этот психологический облик вплоть до 20 века. Но положим руку на сердце: если бы мы с вами попытались составить психологический портрет современного дошкольника, нам пришлось бы при влечь те же самые или очень похожие характеристики. Да, наш ребенок жи вет среди электроники, но он тоже не чувствует логических противоречий, не может отделить грезы от действительности, изобретает метафоры, сам того не зная, и не может совладать с чувствами. Эта схожесть детской психики с так называемой дикарской подмечена давно, о ней упоминают походя, как о чем-то само собой разумеющемся, но давайте все-таки уточним, откуда бе рется эта похожесть? Почему взрослый человек давнего доисторического прошлого или абориген недавнего не выходил из рамок младенческой пси хики? Ведь он был не глупее нас с вами: мозг создателей мифов по всем биологическим показателям равнялся мозгу изобретателей атомного оружия. Случись у нас сейчас возможность взять на воспитание ребенка из неолита — только совсем маленького ребенка, не старше двух лет, пока у него еще не сформировались высшие психические функции, — и он ничуть не отстал бы от своих школьных и университетских сверстников. Подобный экспери мент был проведен еще в прошлом веке. Французский этнограф Виллар при вез в Париж найденную им в джунглях двухлетнюю девочку из парагвайского племени , ведущего крайне примитивный образ жизни. Ученый поселил най деныша в семье своей матери, где девочка получила воспитание и через двадцать лет стала крупным этнографом, владеющим тремя языками. Евро пейское воспитание отсекло индейского ребенка от неолитического суще ствования, и он буквально перелетел из мифологического каменного в раци оналистический 19 век.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz