Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

304 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) чему попало: к нравам, учениям, идеалам... Однако сейчас я нацелен уже не сюда, а отсюда. Вы наверное и сами заметили внутреннее подобие трех представлен­ ных явлений. Везде речь идет о развитии духовной культуры. Различен мас­ штаб процессов, но чередование фаз развития всюду одинаково: от эстети­ ческой через этическую к рационалистической. Почему? Чем обусловлен именно такой порядок? Для вящей убедительности ответа сопоставим историю развития евро­ пейской культуры с ходом психического взросления ребенка. Конечно, пря­ мого сходства между ними нет, но есть многозначительное подобие. На основе всестороннего изучения древних мифов современные уче­ ные составили портрет типичного мифологического сознания, которое хотя и менялось, развивалось по мере приближения к письменному состоянию, но не выходило из нижеочерченных пределов. Это неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, глухота к противоре­ чию, неразработанность абстрактных понятий, чувственно-конкретный харак­ тер мышления, метафоричность, эмоциональность. Австралийские, бразиль­ ские и прочие аборигены, жившие в отрыве от цивилизации, сохранили этот психологический облик вплоть до 20 века. Но положим руку на сердце: если бы мы с вами попытались составить психологический портрет современного дошкольника, нам пришлось бы при­ влечь те же самые или очень похожие характеристики. Да, наш ребенок жи­ вет среди электроники, но он тоже не чувствует логических противоречий, не может отделить грезы от действительности, изобретает метафоры, сам того не зная, и не может совладать с чувствами. Эта схожесть детской психики с так называемой дикарской подмечена давно, о ней упоминают походя, как о чем-то само собой разумеющемся, но давайте все-таки уточним, откуда бе­ рется эта похожесть? Почему взрослый человек давнего доисторического прошлого или абориген недавнего не выходил из рамок младенческой пси­ хики? Ведь он был не глупее нас с вами: мозг создателей мифов по всем биологическим показателям равнялся мозгу изобретателей атомного оружия. Случись у нас сейчас возможность взять на воспитание ребенка из неолита — только совсем маленького ребенка, не старше двух лет, пока у него еще не сформировались высшие психические функции, — и он ничуть не отстал бы от своих школьных и университетских сверстников. Подобный экспери­ мент был проведен еще в прошлом веке. Французский этнограф Виллар при­ вез в Париж найденную им в джунглях двухлетнюю девочку из парагвайского племени , ведущего крайне примитивный образ жизни. Ученый поселил най­ деныша в семье своей матери, где девочка получила воспитание и через двадцать лет стала крупным этнографом, владеющим тремя языками. Евро­ пейское воспитание отсекло индейского ребенка от неолитического суще­ ствования, и он буквально перелетел из мифологического каменного в раци­ оналистический 19 век.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz