Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 303 ков. "Добро" в Новое Время перестает быть строго нормативным, перестает быть голосом Божественного авторитета, обязывающего человека поступать так и иначе. Оно становится наукообразной информацией о причинах и след­ ствиях в психической жизни личности и коллектива. "Добро" теперь апелли­ рует к "истине", опираясь на знания, добытые рациональным научным мето­ дом, как и все прочие "легальные" знания нашей эпохи, духовное состояние которой следует поэтому признать рационалистическим. Итак, три слоя, три формы бытия европейской культуры: языческая, ярко окрашенная "красотой"; христианская, зацикленная на "добре", и рациона­ листическая, замешенная (чуть не сказал помешанная) на "истине". Какова природа такого чередования культур? Вопрос это наиважнейший. В 1882 году русский философ Василий Розанов опубликовал неболь­ шую статью под названием "Три момента в развитии русской критики”, где рассмотрел три подхода, три цели, которые поочередно ставила перед со­ бой отечественная литературная критика. На первой стадии своего развития она (во главе с Белинским) стреми­ лась по преимуществу к целям эстетическим, отделяя прекрасное от посред­ ственного, и тем немало способствовала формированию чувств и вкуса чи­ тающей публики. Затем обозначился второй фазис: эстетические цели ото­ двинулись на задний план, наслаждение прекрасным было признано заня­ тием малодостойным, и критика в лице Добролюбова страстно провозгласи­ ла первенство этических целей в литературе, сыграв в свою очередь важную роль в духовном развитии образованного российского общества. Третье же течение началось Аполлоном Григорьевым, глубоким и тонким объявите­ лем литературы. Если на первом этапе критика говорила языком чувства, восторга, а на втором языком веры, волевых устремлений, то на третьем зазвучал язык мысли. Критика обратилась к научному рассмотрению лите­ ратурных произведений. Соответственно Розанов и назвал три фазиса критики: первый — эстети­ ческим, второй — этическим, третий — научным. Любопытная перекличка, не правда ли? А вот кусочек со стола знаменитого платоновского "Пира”, где Сократ выстраивает последовательность правильного духовного развития молодо­ го человека: ”... начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх — от пре­ красных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это — прекрасное." Приведенный отрывок Платона, кстати говоря, отменно иллюстрирует зачарованность язычника "красотой". Даже несравненный Сократ не может оторваться от эпитета "прекрасный", и без меры орудует им, прикладывая к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz