Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.
ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 301 Такая зацикленность языческой культуры на красоте, смещение всего многообразия духовного содержания человека и общества в сторону эстети ческой оси координат, позволяет нам (вслед за Алексеем Лосевым, крупней шим исследователем греко-римской древности) определить ее характер как эстетический. Но переместившись во времени на тысячу лет и оказавшись в культур ном пространстве "темных веков", мы увидим, что тронного положения "кра соты” нет и в помине. Трон не пустует однако. Он занят "добром", "благода тью" и прочими производными от "добра". Именно "добро", "благо" становит ся ведущей, притягивающей координатной осью культуры. Именно добро по христианским понятиям приближает человека к Богу, способствует спасению души и правильному земному жизнеустройству. Центром культурной жизни вместо театров, стадионов и бань, вместо языческих капищ, где среди не мыслимого многобожия Римской империи давно уже витало безразличие к божеству, становится Церковь единого и всемогущего Творца и Вседержите ля, куда человек идет на свидание со Спасителем, чтобы возблагодарить Его, вечного и сверхблагого, за дарованную жизнь, покаяться в допущенных грехах, и очистить, возобновить свои силы для одоления земной юдоли в надежде на небесное воздаяние. В обстановке воцарения этики по новому стали относиться к истине и красоте. Угодной христианскому сердцу становится не вообще красота, а кра сота в качестве "благолепия", то есть соединенная с добром, действующая под его руководством. Теперь считается, что красота обретает истинно- вы- сокоее значение только на службе Богу. Талантливейшие художественные силы обращены к церкви, они религиозны. Искусство глубоко проникнуто хри стианскими мотивами. Столь же служебное отношение к "добру" получает и "истина". "Не тот мудр, кто много грамоте умеет; тот мудр, кто много добра творит" — гласят русские азбуки христианской эпохи. Царствует убеждение, что человеческий разум слаб и греховен по сравнению с Божественным, а потому и не вправе ставить под сомнение постулаты Священного Писания. Считается, что люд скому разуму доступна лишь борьба с заблуждениями на пути к Истине Бо жественного откровения, т. е. рассудку Средневековья отводится роль по собника веры подобно тому, как во времена просвещенного язычества он выступал в роли пособника чувств, своеобразного локатора, помогающего избегать крайностей и вырабатывать разумное чувство меры. В средневеко вом же человеке не мера, а вера стала самой характерной чертой. Лучшие умы становятся комментаторами Священного Писания. Есте ственноиспытательские дарования находят себе место в алхимии, но даже и на ней виден яркий этический отпечаток. Минералы, химические элементы, вовлеченные в реакцию, делятся на "добрых" и "злых” в зависимости от сво его поведения в процессе соединения. Этическая мерка прикладывается таким образом к сфере познания, к области "истины", и Средневековье поис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz