Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

316 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) соты", ни химически чистой "истины", ни безусловного "добра". Их нет в при­ роде. Пытались создать "искусство ради искусства", науку, очищенную от этики, нравственность, свободную от познания. Пытались и бросили, потому что поняли бессмысленность и даже опасность этих вычленений. Жизнеспособность искусства именно в связи его с познанием и нравствен­ ностью; наука без этики убийственна, а слепое добро превращается во зло. Для гармонического развития жизни требуется гармонически развитый дея­ тель. Это не сегодняшний вывод. К гармонии люди стремились всегда, вос­ хищались ею, встречая в окружающем мире, и в любую эпоху пытались гар­ монично, всесторонне воспитать человека. Но понимали гармонию в соот­ ветствии с возрастом культуры. Язычники, как мы уже заметили, строили гар­ моничную личность под водительством "красоты". Христиане решили осво­ бодить будущее от языческого прошлого и всецело доверились "добру", а рационалисты в свою очередь попытались отрешиться от церковного "доб­ ра" ради научной "истины". И каждая из осей культуры не выдерживала руко­ водящей тяжести, приводила людей к необходимости категорически менять ориентацию культуры, опираться на новую координатную ось в надежде дос­ тичь подлинной гармонии. Свободных осей больше нет. Но, видит Бог, это и к лучшему. Наши мета­ ния с оси на ось прекращаются. Детство культуры, как и положено законом взросления, завершается юностью. Заканчивается экстенсивное развитие культуры, путь ощупывания координатных осей, освоения приосевых районов. Дальше предстоит осваивать основное межосевое пространство взрослости, воспитывать гармонически развитую личность, опираясь уже не на одну ось, и даже не на две, как это было испробовано на исходе Средне­ вековья, когда человечество ощутило недостаточность односторонней ори­ ентации на религиозное "добро" и попыталось слить его с языческой "красо­ той", соединить этический и эстетический подход к миру, обобщить христиан­ ские и древние греко-римские богатства. Тогда эта попытка, могущая, конеч­ но, осуществиться только в интеллигентных научно-художественных кругах, дала тем не менее великолепные плоды, названные впоследствии Возрож­ дением. Но в 15 — 16 веках еще оставалась неосвоенной ось "истины", на­ правление рационализма, и поэтому самих деятелей Возрождения засасы- вающе влекло на третий путь, ради которого они, как Джордано Бруно, могли взойти и на костер. Теперь положение иное. На закате эпохи безудержного рационализма, наблюдая разрушительную недостаточность его рассудочной "истины", мы начинаем понимать необходимость сведения воедино уже всех трех исторически обусловленных упований, всю триаду. Нынешний Ренес­ санс видится как гармоническое равноценное воспитание в ребенке, а отсю­ да и в обществе, всех трех его духовных способностей: эстетических, этичес­ ких и познавательных. Такой вывод, я думаю, не вызовет возражений. Уже хотя бы потому что не покажется неожиданным. Или совершенно новым. Но я и не стремился к новизне. Я стремлюсь к истине жизни, и только. К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz