Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.
ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 315 сегодня заставляет нас искать новые культурообразующие ориентиры? Обобщенный ответ на этот вопрос мы уже получили. Есть над людьми закон — возраст. Он властвует не только над особью, но, как выясняется, и над всем человечеством. Правда, уже не в биологической форме, а в форме продвижения от одного идеала, от одного принципа жизни — к другому. Но что заставляет человечество повиноваться этому закону, даже не зная, не подозревая о нем? Где тот фермент, который "заводит" и программирует нас изнутри? "Любовь и голод правят миром", — определил Шиллер. И, наверное, он прав, если под голодом понимать все многообразие экономических отноше ний, а под любовью — многообразие жизни духовной. Стремление к благо получию материальному и духовному, неудовлетворенность существующим положением — во г неустанные двигатели нашего взросления. И горючее для этих моторов находится всегда. Как в материальной, так и в духовной облас ти. Наша неудовлетворенность в ходе истории генерируется самим череду ющимся идеалом культуры, потому что догматизированный идеал, понятый по-детски прямолинейно и безраздельно, начиная осуществляться, вскоре демонстрирует свое несовершенство, а потом и вовсе оборачивается своей ужасающей противоположностью. Красота становится безобразием, добро — злом, истина — ложью. Так красота древнегреческого зрелища обернулась кровавыми распра вами над людьми в римском аплодирующем Колизее. Так и христианское добро всепрощения оборотилось кострами инквизи ции, зажженными конечно же ради добра, ради спасения душ заблудших. Так и сталинская всеохватная ложь в середине рационалистического XX века выступила, разумеется, под именем истины марксизма-ленинизма. Нельзя сказать, что умы прошлого не понимали пагубности возвышения одного идеала за счет других. Нет, на протяжении всей истории культуры мы то и дело встречаем высказывания мыслителей о цельности жизни, о гармо нических связях внутри живого, о родственных отношениях истины, добра и красоты. По Платону красота это сияние добра. Ренессанс представлял красоту как отблеск истины. Руссо рассматривал добро как красоту, приведенную в действие. По Гегелю истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте. А по нашему Владимиру Соловьеву красота есть форма истины и добра. Это только те свидетельства, которые застряли в моей дырявой памяти. На самом деле их в истории многие сотни. Но соль даже не в этих афористических высказываниях, оперирующих символами. Цельность культуры, нераздельность "истины", "добра" и "кра соты", вернее всего доказывается самой жизнью. В какую отрасль челове ческой деятельности ни зайди, — нигде не найдешь ни беспримесной "кра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz