Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.
314 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) водыря вдруг обнаружил свою подслеповатость, и люди почувствовали, что пустоты в душе, возникшие с уходом или трансформацией христианства, так и не заполнены ничем. И не будут заполнены, если люди сами об этом не позаботятся. И они стали заботиться в меру сил своих и способностей. Свято место пусто не бывает, особенно если оно прочувствовано как пустота. Кто-то по пытался восстановить в себе христианство (внутри или помимо церковных стен). Многие нашли себе прибежище в нетрадиционных религиях, бесчис ленных сектах, вызванных ажиотажным спросом. Есть и такие, кто пытается заполнить пустоту наркотическими галлюцинациями. А "культурнопродвину тые" мыслители, переживая туже самую ситуацию, предлагают, как мы уже говорили, похоронить саму "Истину" и сплясать на ее могиле. Подобное уже было в истории, когда на просторах Римской империи по гибала главенствующая роль "красоты": рушились языческие храмы и горе ли библиотеки "еллинского блядословия", выражаясь по-русски. "Красота" не сумела удовлетворить этических запросов огромных человеческих масс, втянутых в исторический процесс. Переворот был настолько категоричен, настолько силен, что привел к новому летоисчислению, отсчитывающему время со дня рождения страдающего Христа, основателя нового царствую щего принципа культуры. Но и этот принцип не избежал кризиса, не удержал короны единовлас тия. Деятели Возрождения стали активно и восторженно подверстывать к принципу "добра" восстановленный в исторической памяти принцип "красо ты", а Лютер заложил мину внутри самого католического "добра". Сначала протестантство отвоевало у папства право на собственное толкование Бо жьей воли, на собственное различение добра и зла, а потом "добром" была признана самостоятельность человека, свобода совести и поголовная гра мотность, откуда уже оставался шаг всего до Декарта с его гимном челове ческому рассудку, с возложением короны на "истину", на научно-исследова тельский образ мышления, в котором христианский Бог, выходящий за пре делы опыта, не вмещающийся в эксперимент, вскоре был объявлен "лишней гипотезой". А на рубеже третьего тысячелетия вслед за "красотой" и "добром" коро ну роняет "истина". Выяснилось, что наука захвачена изучением вещей, де талей, "утварью" что называется, а не "тварью", не Истиной бытия. И бытий ная сущность человека в очередной раз возмутилась, обнаружив подмену. Причем, основное своеобразие нынешнего кризиса культуры состоит в том, что ей вроде бы некуда теперь и податься. Четвертой координатной оси про сто нет в природе человеческой культуры. Однако юношеское состояние куль туры не может оборваться смертью. Гибели противится наш разум, воспи танный этой самой культурой. Он ищет выхода. Давайте задумаемся, от чего происходит смена идеалов человечества? Что заставило людей заменить "красоту" "добром", а "добро" "истиной"? Что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz