Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

314 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) водыря вдруг обнаружил свою подслеповатость, и люди почувствовали, что пустоты в душе, возникшие с уходом или трансформацией христианства, так и не заполнены ничем. И не будут заполнены, если люди сами об этом не позаботятся. И они стали заботиться в меру сил своих и способностей. Свято место пусто не бывает, особенно если оно прочувствовано как пустота. Кто-то по­ пытался восстановить в себе христианство (внутри или помимо церковных стен). Многие нашли себе прибежище в нетрадиционных религиях, бесчис­ ленных сектах, вызванных ажиотажным спросом. Есть и такие, кто пытается заполнить пустоту наркотическими галлюцинациями. А "культурнопродвину­ тые" мыслители, переживая туже самую ситуацию, предлагают, как мы уже говорили, похоронить саму "Истину" и сплясать на ее могиле. Подобное уже было в истории, когда на просторах Римской империи по­ гибала главенствующая роль "красоты": рушились языческие храмы и горе­ ли библиотеки "еллинского блядословия", выражаясь по-русски. "Красота" не сумела удовлетворить этических запросов огромных человеческих масс, втянутых в исторический процесс. Переворот был настолько категоричен, настолько силен, что привел к новому летоисчислению, отсчитывающему время со дня рождения страдающего Христа, основателя нового царствую­ щего принципа культуры. Но и этот принцип не избежал кризиса, не удержал короны единовлас­ тия. Деятели Возрождения стали активно и восторженно подверстывать к принципу "добра" восстановленный в исторической памяти принцип "красо­ ты", а Лютер заложил мину внутри самого католического "добра". Сначала протестантство отвоевало у папства право на собственное толкование Бо­ жьей воли, на собственное различение добра и зла, а потом "добром" была признана самостоятельность человека, свобода совести и поголовная гра­ мотность, откуда уже оставался шаг всего до Декарта с его гимном челове­ ческому рассудку, с возложением короны на "истину", на научно-исследова­ тельский образ мышления, в котором христианский Бог, выходящий за пре­ делы опыта, не вмещающийся в эксперимент, вскоре был объявлен "лишней гипотезой". А на рубеже третьего тысячелетия вслед за "красотой" и "добром" коро­ ну роняет "истина". Выяснилось, что наука захвачена изучением вещей, де­ талей, "утварью" что называется, а не "тварью", не Истиной бытия. И бытий­ ная сущность человека в очередной раз возмутилась, обнаружив подмену. Причем, основное своеобразие нынешнего кризиса культуры состоит в том, что ей вроде бы некуда теперь и податься. Четвертой координатной оси про­ сто нет в природе человеческой культуры. Однако юношеское состояние куль­ туры не может оборваться смертью. Гибели противится наш разум, воспи­ танный этой самой культурой. Он ищет выхода. Давайте задумаемся, от чего происходит смена идеалов человечества? Что заставило людей заменить "красоту" "добром", а "добро" "истиной"? Что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz