Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 313 На выходе из второго тысячелетия по Рождестве Христовом история ду­ ховной культуры дает нам понять: все три односторонних упования — снача­ ла на "красоту", потом на "добро", и наконец на "истину" — упования, обус­ ловленные взрослением сознания — естественны были именно для возрас­ тания, самовоспитания человеческого общества. И все они поодиночке ис­ черпали свой руководящий потенциал единоличных вождей человечества. Сегодня мы находимся в ситуации крушения очередного — и, заметим, пос­ леднего — члена триады в качестве ведущей оси системы координат, в каче­ стве всеобъемлющего идеала культуры. Не случайно некоторые — доволь­ но влиятельные и уж наверняка самые голосисто-активные умственные силы нашего времени — объявили о смерти "истины", о бессмысленности самой идеи цельного знания о жизни. Реальны, дескать, и честны отныне только "всеобщая относительность, всеобщая ирония, отказ от доказуемой истины, от ответственности перед ней." Нечего и надеяться, мол, выскочить из-под власти момента и случая. Наслушавшись этих глашатаев глобальной энтропии, можно подумать, что настал конец света. На самом деле настал кризис очередного идеала культуры, не более того. Но и не менее. Цельного научного мировоззрения, отвечающего на главные вопросы жизни, человечество Нового Времени так и не выработало. Считалось, что такое знание вырабатывается, что оно невдалеке, что оно вот-вот возникнет в результате интеграции научных достижений или неожиданного великого открытия в какой-либо области науки. Но, увы, как науки естественные, так и "науки о духе" уже по самой природе научного знания не могли стать знани­ ем цельным: они дробились, специализировались и конца этому процессу не видать до сих пор. Учреждают какой-нибудь очередной "Институт челове­ ка" с целью собрать воедино знания о человеческой сущности — и тут же разбегаются по разным лабораториям. Даже философия — "душа культуры" — растеклась по частным интересам. До поры до времени такое положение не вызывало серьезного беспо­ койства в широких кругах: проблема как бы и не касалась рядового "работни­ ка прогресса". Но вот благодаря "прогрессивным научным достижениям" появились атомные бомбы, Хиросима и Нагасаки, а вскоре и еще более мощное ядер- ное оружие, множащееся и расползающееся по земному шару. Обнаружи­ лись пределы экономическому росту, что было громко возвещено активис­ тами Римского клуба. Стала реальностью экологическая угроза самой жиз­ ни на Земле. И сознание опасности — при внешнем благополучии экономи­ чески развитых стран — проросло в душах обывателей. Люди ощутили, что гордая цивилизация, рожденная Новым Временем, построенная на хлад­ нокровной механистической науке, бестрепетной рукой "истины" ведет нас к обрыву. Пафос всесильной рационалистической "истины" в качестве по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz