Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

312 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) латинского "матер, мать") не мертва изначально и всегда готова к эволюции. Здесь нам следует согласиться с Тейяром де Шарденом, а еще раньше с принципом Реди: "живое не может родиться от неживого". Биологическая жизнь не есть что-то анормальное. Она — результат естественного движе­ ния от простого к сложному, от элементарных частиц к гармоническому ряду тел, "следующих от водорода до урана по нотам атомной гаммы" и далее от простых ко все более сложным молекулам, к аминокислотам, углеводам и макромолекулам, чье взаимодействие приводит к образованию простейших клеточных форм жизни, а там и к проявлению сознания, и к появлению чело­ века. Причем сознание тоже не аномаль природы: оно довольно поздно об­ наруживается на шкале эволюции, но это не значит, что его не было и нет на ранних стадиях процесса. Сознание участвует в эволюции всегда. Пусть в распыленном, разжиженном, "предсознательном" состоянии, но оно присут­ ствует в любой космической частице, сколь бы элементарной она ни была. Это универсальное правило: "какой-либо феномен, точно установленный в одном месте, в силу фундаментального единства мира необходимо имеет повсеместные корни и всеобщее значение". Сознание эволюционирует вме­ сте с материей. Усложнение неорганических, а затем органических и биоло­ гических форм идет рука об руку с усложнением психическим. Они взаимоза­ висимы, это две ипостаси одного и того же явления — жизни, в какой бы форме она ни существовала. "Материалисты" были правы, сознание дей­ ствительно определяется бытием, но "идеалисты" были правы не менее, потому что и бытие в свою очередь определяется сознанием. Вопрос о вер­ ховенстве, о первородстве бессмыслен уже потому, что бытие и сознание неразлучны на любом срезе универсума. И не могут существовать друг без друга. С появлением "хомо сапиенса" характер эволюции существенно меняет­ ся. Она становится историей "человека разумного", историей человеческой культуры во всем ее объеме. Развитие сознания продолжается, но уже не путем усложнения биологических форм жизни, а путем взаимоотношений меж­ ду человеческим сознанием и бытием, то есть всем тем, что доступно созна­ нию, что вовлечено в его сферу. Эмбриональная фаза эволюции таким обра­ зом переходит сначала в фазу младенчества, выраженного родовым перво­ бытно-общинным строем жизни и мифологическим синкретическим созна­ нием, еще не осознающим себя, не думающим о себе. А затем на примере наиболее близкого нам по духу европейского, уже думающего, рассуждаю­ щего о себе сознания, мы видим три ярко обозначенные стадии дальнейшей эволюции. Они соответствуют трем основным способностям человеческого сознания: чувствовать, верить, рассуждать. На стадии языческого "детства" развитие сознания в его взаимоотношениях с бытием еще диктуется чув­ ством, чувствами; на стадии христианского “отрочества" сознанием руково­ дит вера (уже не чувство, но еще и не рассудок). А рассудок возымел руково­ дящую силу на стадии рационалистической "юности".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz