Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.
312 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) латинского "матер, мать") не мертва изначально и всегда готова к эволюции. Здесь нам следует согласиться с Тейяром де Шарденом, а еще раньше с принципом Реди: "живое не может родиться от неживого". Биологическая жизнь не есть что-то анормальное. Она — результат естественного движе ния от простого к сложному, от элементарных частиц к гармоническому ряду тел, "следующих от водорода до урана по нотам атомной гаммы" и далее от простых ко все более сложным молекулам, к аминокислотам, углеводам и макромолекулам, чье взаимодействие приводит к образованию простейших клеточных форм жизни, а там и к проявлению сознания, и к появлению чело века. Причем сознание тоже не аномаль природы: оно довольно поздно об наруживается на шкале эволюции, но это не значит, что его не было и нет на ранних стадиях процесса. Сознание участвует в эволюции всегда. Пусть в распыленном, разжиженном, "предсознательном" состоянии, но оно присут ствует в любой космической частице, сколь бы элементарной она ни была. Это универсальное правило: "какой-либо феномен, точно установленный в одном месте, в силу фундаментального единства мира необходимо имеет повсеместные корни и всеобщее значение". Сознание эволюционирует вме сте с материей. Усложнение неорганических, а затем органических и биоло гических форм идет рука об руку с усложнением психическим. Они взаимоза висимы, это две ипостаси одного и того же явления — жизни, в какой бы форме она ни существовала. "Материалисты" были правы, сознание дей ствительно определяется бытием, но "идеалисты" были правы не менее, потому что и бытие в свою очередь определяется сознанием. Вопрос о вер ховенстве, о первородстве бессмыслен уже потому, что бытие и сознание неразлучны на любом срезе универсума. И не могут существовать друг без друга. С появлением "хомо сапиенса" характер эволюции существенно меняет ся. Она становится историей "человека разумного", историей человеческой культуры во всем ее объеме. Развитие сознания продолжается, но уже не путем усложнения биологических форм жизни, а путем взаимоотношений меж ду человеческим сознанием и бытием, то есть всем тем, что доступно созна нию, что вовлечено в его сферу. Эмбриональная фаза эволюции таким обра зом переходит сначала в фазу младенчества, выраженного родовым перво бытно-общинным строем жизни и мифологическим синкретическим созна нием, еще не осознающим себя, не думающим о себе. А затем на примере наиболее близкого нам по духу европейского, уже думающего, рассуждаю щего о себе сознания, мы видим три ярко обозначенные стадии дальнейшей эволюции. Они соответствуют трем основным способностям человеческого сознания: чувствовать, верить, рассуждать. На стадии языческого "детства" развитие сознания в его взаимоотношениях с бытием еще диктуется чув ством, чувствами; на стадии христианского “отрочества" сознанием руково дит вера (уже не чувство, но еще и не рассудок). А рассудок возымел руково дящую силу на стадии рационалистической "юности".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz