Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 311 менталитет далек от европейского. Духовная культура Востока более кон­ сервативна. Она всегда старалась сохранить себя неизменной, и сами ее изменения обычно происходили в форме "возвращения к истокам", под фла­ гом восстановления древней мудрости в первозданной чистоте. Но на каж­ дом витке "возвращения" древняя мудрость прочитывалась по-новому, в со­ ответствии с культурным возрастом читающих. Вычленялись и акцентирова­ лись те элементы восточной мудрости, которые оказывались наиболее близки "возвращенцам", и старая песня в новой инструментовке получала смысло­ вые оттенки, требуемые возросшей культурой. При всем своеобразии Восто­ ка, при всем разнообразии внутри Востока, порядок взросления духовной культуры и там равнялся западному, хотя и не равнялся на него. В ряде слу­ чаев Восток даже оказывался впереди Запада. Явления, подобные итальян­ скому Возрождению 14-15вв, в Китае обозначились уже в 8-м веке, а в 9-м появились в Средней Азии, Иране и Северо-западной Индии, так что "нор­ мальность" "детей" восточного типа должна быть вне подозрений. Конечно, у каждого народа, даже и внутри одной культурной общности, свой характер; каждый народ чувствует и думает по-своему и развивается не вровень, не одновременно с другими. Есть народы, и они в большинстве, чье язычество не успевало достичь философтвуюшего самосознания; таковы и наши сла­ вянские народы, не знавшие письменно осмысленного языческого многобо­ жия. Но само-то язычество, само детство духовной культуры, как преоблада­ ющее влияние чувственности, было у всех народов, можно не сомневаться. И влияние мировых религий, то есть отрочество культуры, тоже без преуве­ личения объяло весь земной шар. И рационализм в свою очередь стал все­ общим достоянием, нависнув теперь над людьми такими проблемами, пе­ ред пугающим лицом которых человечество — уже не только европейское, а и мировое — впервые в своей жизни начинает осознавать себя единым су­ ществом, уязвимым и даже смертным. Запад и Восток, Юг и Север — все языки, все народы вынуждены будут отныне прислушиваться не только к за­ ветам своих языческих предков и позднейших религиозных преданий и тра­ диций, но и к сегодняшним реалиям глобального звучания, ставшими поис- тине гласом Божиим, призывающим к новой жизни, к новому общечелове­ ческому мировоззрению, основанному не на различии, а на сходстве судеб; не на страхе и ненависти, а на понимании и любви. Мне представляется следующий путь развития жизни и человека. При­ близительный, конечно, пунктирный, но связный, непрерывный. Жизнь на Земле — явление не случайное, и, надо думать, далеко не единичное в Галактике. Тем более во Вселенной. Становясь планетой (как именно — судить не берусь, да это и неважно для наших рассуждений) и попадая в условия близкие к земным, то есть благоприятные для биологи­ ческой жизни, космическая материя начинает, или, вернее, продолжает эво­ люционировать в сторону возникновения этой жизни, потому что материя (от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz