Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

310 Владимир СМИРНОВ (СЕМЕНОВ) ний, время утверждения своей личности, бросков самовыражения, попыток объяснить необъяснимое, объять необъятное. Это эпоха еще не совсем за­ вершилась, мы сами во многом ее порождение, и нам нелегко пока согла­ ситься, что наше ощущение всесильности научно-технического потенциала сродни эйфории молодого человека, вызванной бурным ростом юношеского организма. Однако это та же самая перекличка между взрослением индиви­ дуума и рода. Как отдельная личность чувствует свое могущество под напо­ ром юных сил, так и человеческий род при виде успехов молодой экспансив­ ной науки и техники чувствует свою всепобеждающую мощь и заявляет о ней теорией бесконечного прогресса. Под влиянием новой идеологии, сориентированной на "истину", вновь категорически изменилась школа. Ее отделяют от церкви, поскольку для иде­ ологов рационалистической эпохи богом становится Наука, а у нее своя мо­ лельня — лаборатория. Под гармоническим всесторонним образованием в соответствии с эпохой теперь понимают образование энциклопедическое. Вспомним, к примеру, марксизм — самое пожалуй влиятельное учение 20-го века. Маркс трактовал гармоническое развитие как становление и использо­ вание всех человеческих способностей. Всех, заметим, а не только наших любимых, в которых мы одарены и могли бы проявить себя наилучшим об­ разом. Установка на энциклопедичность образования превратила школу в подобие лектория, где воспитание (как этическое, так и эстетическое) сво­ дится к едва слышной малости, отдается на откуп родителям, а учительство уже в самых младших классах обращается не к чувствам, не к вере, не к воле ребенка, а сразу к рассудку, хотя этот овощ в ребенке, едва вышедшем из младенчества, еще зелен, неупотребим. Итак, перекличка между психическим взрослением ребенка и чередова­ нием основных форм духовной культуры человеческого общества свидетель­ ствует о естественности исторического процесса. Подобно тому как юность не может наступить ранее отрочества, так и эпохе рационалистической "ис­ тины" не дано опередить эпохи христианского "добра". Человек и человече­ ство, конечно, величины не одного порядка, но порядок для их взросления — один. Отпечаток того же самого порядка лежит и на приводимом нами роза- новском очерке истории российской литературной критики, и на сократовс­ кой "правильной стезе” древнегреческого юноши. И там, и тут происходит взросление — именно взросление — духовной культуры. Этот порядок при- роден и потому неколебим. Он верен не только для отдельного человека и отдельно рассмотренной европейской ветви человечества. Достаточно про­ читать хотя бы несколько статей выдающегося востоковеда Николая Конра­ да, чтобы убедиться: древнейшие восточные культурные общества прошли тот же путь от просвещенного язычества к догматическому средневековью и далее, через Ренессанс, к утверждению индивидуалистических ценностей рационализма. Разумеется, Восток — не Запад: китайский или индийский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz