Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.
ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 309 вает официальную школьную (обыкновенно рутинную) и семейную долю их жизни. В средневековом же обществе (по крайней мере в его классической фазе) и взрослая жизнь протекала в рамках подросткового менталитета. Все эти рыцарские и рыцарско-монашеские ордена, благородные бескровные сшибки во имя прекрасной дамы, судебные поединки, которые конечно же искомой истины не выясняли, ибо побеждал необязательно самый правый, а скорее самый сильный и ловкий; все эти крестовые походы ради освобож дения символов и наказания неверных хотя и совершались на полном серь- езе, но по сути были взрослыми вариантами подростковых разборок, борь бой за справедливость, как ее тогда понимали. Результат нередко был далек от справедливости, но сама идея обычно торжествовала, за нее ложились костьми, потому что справедливость считалась безусловным добром, а оно было непререкаемым принципом и ценностью средневекового существова- Согласно с "добром" были устроены и школы — родники общества. Шко ла теперь располагалась под сводами церкви или за стенами монастыря, и воспитывала не иначе как в духе христианской религии. Молитвы, церковное пение, счет, латинская грамота (единственная грамота богослужения) — вот и все школьное просвещение Средневековья. При некоторых монастырях и кафедральных соборах детям дворян, правда, давали повышенное образо вание, где имели место так называемые "семь свободных искусств" — отго лосок античности, — но и они приобрели богословскую закваску. Школа от крыто объявляла себя "служанкой богословия", "питомником послушания". Она обильно заряжала своих учеников догматами веры, подчиняла им чув ства и рассудок воспитанников, и такое воспитание опять же считалось гар моничным, всесторонним, потому что направляло к Богу все стороны чело веческой натуры. Самостоятельного мышления средневековая школа даже и не собиралась воспитывать. Уже по той причине, что "самостоятельность" в то время понималась не как независимость (независимым считался только Бог), а как убежденность в христианской вере. Самостоятельный человек значило стойко верующий, и воспитывали только такую самостоятельность. А если в миру вдруг обнаруживалась особь самостоятельная в нашем смыс ле, то есть "сама себе на уме", то она вызывала подозрение, казалась недо брой, уступившей душу дьяволу. Типичный же человек Средневековья счи тал себя работником Господа, вечным отроком Господним. "Отрок" по-древ нерусски так и значило: "слуга, работник". "Жить — Богу служить", — гласила заглавная пословица наших православных предков. Переступая далее из "подростковой" эры Средневековья в Европу Но вого Времени, мы уже можем заранее предположить, с каким возрастом че ловеческой психики соотносится общество 18 и 19 веков, мировидение "эн циклопедистов", эпохи Просвещения и Романтизма, победное движение па ровых машин и двигателей внутреннего сгорания. Вне сомнения, мы встре чаем самоуверенную юность — возраст честолюбивых помыслов и стремле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz