Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 309 вает официальную школьную (обыкновенно рутинную) и семейную долю их жизни. В средневековом же обществе (по крайней мере в его классической фазе) и взрослая жизнь протекала в рамках подросткового менталитета. Все эти рыцарские и рыцарско-монашеские ордена, благородные бескровные сшибки во имя прекрасной дамы, судебные поединки, которые конечно же искомой истины не выясняли, ибо побеждал необязательно самый правый, а скорее самый сильный и ловкий; все эти крестовые походы ради освобож­ дения символов и наказания неверных хотя и совершались на полном серь- езе, но по сути были взрослыми вариантами подростковых разборок, борь­ бой за справедливость, как ее тогда понимали. Результат нередко был далек от справедливости, но сама идея обычно торжествовала, за нее ложились костьми, потому что справедливость считалась безусловным добром, а оно было непререкаемым принципом и ценностью средневекового существова- Согласно с "добром" были устроены и школы — родники общества. Шко­ ла теперь располагалась под сводами церкви или за стенами монастыря, и воспитывала не иначе как в духе христианской религии. Молитвы, церковное пение, счет, латинская грамота (единственная грамота богослужения) — вот и все школьное просвещение Средневековья. При некоторых монастырях и кафедральных соборах детям дворян, правда, давали повышенное образо­ вание, где имели место так называемые "семь свободных искусств" — отго­ лосок античности, — но и они приобрели богословскую закваску. Школа от­ крыто объявляла себя "служанкой богословия", "питомником послушания". Она обильно заряжала своих учеников догматами веры, подчиняла им чув­ ства и рассудок воспитанников, и такое воспитание опять же считалось гар­ моничным, всесторонним, потому что направляло к Богу все стороны чело­ веческой натуры. Самостоятельного мышления средневековая школа даже и не собиралась воспитывать. Уже по той причине, что "самостоятельность" в то время понималась не как независимость (независимым считался только Бог), а как убежденность в христианской вере. Самостоятельный человек значило стойко верующий, и воспитывали только такую самостоятельность. А если в миру вдруг обнаруживалась особь самостоятельная в нашем смыс­ ле, то есть "сама себе на уме", то она вызывала подозрение, казалась недо­ брой, уступившей душу дьяволу. Типичный же человек Средневековья счи­ тал себя работником Господа, вечным отроком Господним. "Отрок" по-древ­ нерусски так и значило: "слуга, работник". "Жить — Богу служить", — гласила заглавная пословица наших православных предков. Переступая далее из "подростковой" эры Средневековья в Европу Но­ вого Времени, мы уже можем заранее предположить, с каким возрастом че­ ловеческой психики соотносится общество 18 и 19 веков, мировидение "эн­ циклопедистов", эпохи Просвещения и Романтизма, победное движение па­ ровых машин и двигателей внутреннего сгорания. Вне сомнения, мы встре­ чаем самоуверенную юность — возраст честолюбивых помыслов и стремле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz