Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.
ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 307 ря уже о собственно эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чув ствительности вообще? Истина? Добро? Да нет же. Конечно, красота, пото му что она действует непосредственно на чувства. Красота тела, ландшаф та, звуков, величественная красота звездного неба зачаровывают язычника. Его сознание, руководимое чувствами, вынужденно ищет и находит в красо те решение не только эстетических задач, но и этических, но и задач позна ния. Каноны красоты кажутся язычнику всеобъемлющими, по указке которых надо строить все социальные институты, начиная с образовательных. Какая школа была учреждена в классической Элладе? Преобладали физические упражнения и "мусические" дисциплины. Кроме школы грамматиста, где учили чтению, письму и счету, все мальчики посещали школу педотриба (гимнасти ческую) и столь же обязательную школу кифариста, где заучивали литерату ру (мифы, героические сказания), пели, декламировали, играли на музыкаль ных инструментах. Обязательным было и посещение городских торжеств, праздников и спортивных состязаний. Такого рода обучение продолжалось 6- 8 лет, и к 14-15 годам юноши переходили в гимназию, где уже учились и военному делу, но и танцам, и развлекающим играм, а также слушали рас суждения риторов и философов. Что давала подобная школа? По разуме нию древних она давала гармоническое всестороннее образование, но на самом-то деле отдавала предпочтение воспитанию тела, развивала глав ным образом чувствительность, то есть воспроизводила генеральный древ негреческий менталитет. Повышенная чувствительность древних греков, их легковерие и мгновенный переход от бурной радости к унынию и стенаниям не раз отмечались специалистами по духовной культуре классической древ ности. Дети есть дети... Но перешагивая в Средневековье, и уже понимая, что это шаг взросле ния культуры человечества, спросим себя: а насколько широк этот шаг? При водит ли он к взрослости? Ведет, надо полагать, но еще не приводит, не мо жет привести. Не может ребенок, едва прошедший начальную школу, на сле дующем шагу получить аттестат зрелости. Прислушаемся к свидетельствам голландского историка и философа Йохана Хейзинги, признанного специалиста по ментальности Средне вековья: "Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Стра дание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощутимо; человеческие переживания сохраняли ту степень полноты и непосредствен ности, с которой и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка. Вся кое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неизменного стиля жизни... Все стороны ее выставлялись напоказ кичливо и грубо. Прокаженные вертели свои тре щотки и собирались в процессии, нищие вопили на папертях, обнажая свое убожество и уродство. Состояния и сословия, звания и профессии различа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz