Семёнов, В. П. Вызревание будущего / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. – С. 298-317.

ВЫЗРЕВАНИЕ БУДУЩЕГО 307 ря уже о собственно эстетических. Что доступнее всего зрению, слуху, чув­ ствительности вообще? Истина? Добро? Да нет же. Конечно, красота, пото­ му что она действует непосредственно на чувства. Красота тела, ландшаф­ та, звуков, величественная красота звездного неба зачаровывают язычника. Его сознание, руководимое чувствами, вынужденно ищет и находит в красо­ те решение не только эстетических задач, но и этических, но и задач позна­ ния. Каноны красоты кажутся язычнику всеобъемлющими, по указке которых надо строить все социальные институты, начиная с образовательных. Какая школа была учреждена в классической Элладе? Преобладали физические упражнения и "мусические" дисциплины. Кроме школы грамматиста, где учили чтению, письму и счету, все мальчики посещали школу педотриба (гимнасти­ ческую) и столь же обязательную школу кифариста, где заучивали литерату­ ру (мифы, героические сказания), пели, декламировали, играли на музыкаль­ ных инструментах. Обязательным было и посещение городских торжеств, праздников и спортивных состязаний. Такого рода обучение продолжалось 6- 8 лет, и к 14-15 годам юноши переходили в гимназию, где уже учились и военному делу, но и танцам, и развлекающим играм, а также слушали рас­ суждения риторов и философов. Что давала подобная школа? По разуме­ нию древних она давала гармоническое всестороннее образование, но на самом-то деле отдавала предпочтение воспитанию тела, развивала глав­ ным образом чувствительность, то есть воспроизводила генеральный древ­ негреческий менталитет. Повышенная чувствительность древних греков, их легковерие и мгновенный переход от бурной радости к унынию и стенаниям не раз отмечались специалистами по духовной культуре классической древ­ ности. Дети есть дети... Но перешагивая в Средневековье, и уже понимая, что это шаг взросле­ ния культуры человечества, спросим себя: а насколько широк этот шаг? При­ водит ли он к взрослости? Ведет, надо полагать, но еще не приводит, не мо­ жет привести. Не может ребенок, едва прошедший начальную школу, на сле­ дующем шагу получить аттестат зрелости. Прислушаемся к свидетельствам голландского историка и философа Йохана Хейзинги, признанного специалиста по ментальности Средне­ вековья: "Когда мир был на пять веков моложе, все жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Стра­ дание и радость, злосчастье и удача различались гораздо более ощутимо; человеческие переживания сохраняли ту степень полноты и непосредствен­ ности, с которой и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка. Вся­ кое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неизменного стиля жизни... Все стороны ее выставлялись напоказ кичливо и грубо. Прокаженные вертели свои тре­ щотки и собирались в процессии, нищие вопили на папертях, обнажая свое убожество и уродство. Состояния и сословия, звания и профессии различа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz