Семенов, В. П. Человек есть то, что он любит ; Русский вопрос (русский ответ) / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1999. – [Вып.] 5. – С. 335-341.
Владимир СЕМЕНОВ же попытаюсь ответить на русский вопрос, встающий не в Л а т вии или Крыму, а томящийся здесь, в российских городах и весях. Его не решить политически, потому что политически он решен. Равноправие всех этносов России объявлено и освящено Консти туцией, что, кстати, и дает нам как моральное, так и политичес кое право защищать всех русских, оказавшихся за рубежом. Те наши политики, которые выступают с призывом законодательно обособить или как-то приподнять в России титульный русский этнос, как раз уподобляются националистам Латвии и Эстонии, действительно унижающих русские меньшинства в этих странах, попирая тем самым демократические нормы. Но в душе у нацио- налиста-прибалта есть хоть подобие морального оправдания сво ему незаконному законотворчеству: он считает русских оккупан тами. У русского же человека в России даже такого псевдооправ дания нет: не сочтем же мы оккупантом профессора-армянина, выучившегося в М Г У в советское время и преподающего, ска жем, биологию в российском ВУЗе ? Еще труднее признать окку пантом мордвина, татарина, саама и.т.д., чему нет под нашими небесами ни конца, ни границы. Русский вопрос в России — это проблема не политического, а духовного порядка. Это проблема восточнославянской души, до сих пор не знающей своих пределов ни вширь, ни ввысь (или «внизь»). Этой загадочной душе, встретившейся с другой душой, насколько я понимаю, не столь уж важно, какого ты роду-племе- ни. Национальный вопрос для нее второстепенен по сравнению с главным, вечно животрепещущим вопросом: «ты меня уважаешь?» (в смысле «ты меня любишь?»). Я бы даже сказал, что «веселие на Руси питие еси» именно потому, что основной русский вопрос легче задать в подпитии. Шутка, конечно. Но с изрядной долей правды. Я до сих пор не знаю, сколько поименно народностей коренит ся на российской территории. Читал, конечно, но забыл. Знаю, что много. Время от времени узнаю: а вот еще лакский народ есть в Дагестане, а вот еще нганасане на Таймыре. И, надо сказать, о них уже не забуду, потому что узнал не из книг, а от лакца, от нганасана. После того как мы решили с ними основной русский вопрос. Решили положительно. А после него национальный воп рос — семечки. 339
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz