Семенов, В. П. Леонид Крейн / Владимир Семенов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1999. – [Вып.] 5. – С. 289-295.

О ДПУЗЬЯХ-ТОВАПНЩЛХ Г а з е т н а я р а бо т а , конечно, з а н я л а много времени и души Л е о ­ нида Кр е йн а . Но вскоре он понял , что в г а з е те (тем боле е во флот ской , с двойной цензурой ) многого не с к аж ешь . Се рдц е в ин а фло т с ки х сюж е т о в в г а з е те не пом еща е т с я . И Л е н я поп ро бо ва л пис а ть прозу . П е р в ую пове сть — « Д и п ­ лом Ц е з а р я Попо в а» — н а п и с а л в с оа в то р с т в е с Ар к а д и ем Мее - ровичем. Вт ор ую — «Торопись ус пе т ь» — в ы н аш и в а л уж е с а м о ­ с тоят ельно . В основу повести ле г по длинный с луч ай р у к о п р и к л а д с т в а в э к и п а ж е подлодки . С т а рши н а срочной с л ужбы ( « с т а ри к » по не ­ ус т а вн ой т а б е л и о ра нг ах ) избил своего подчиненного за то, что тот «косил» от ра боты . С т а рши н е Ар т у р у Л и е п и н ьшу за р у к о п ­ р и к л а д с т в о грозил дисба т , но с о с л ужи в цы , ка к говорит ся, в о с ­ пр ин я ли сей с луч ай неоднозначно. Из этой неоднозначнос ти и вырос л и т е р а т у р н ы й м а т е р и а л повести. Кни г а Кр е йн а , вып ущ е н н а я Му р м а н с к и м из да т ел ьс тв ом , вы з ­ в а л а до во ль но сильный ре зонанс . Особен но на флот ах, где п р о ­ шли ч и т а т е л ь с ки е конфе ренции . По повести был а с о зд а н а пьеса, кот орую по с т а вил и флот ски е т е а т ры с т р аны , Мос ков ский ТЮЗ . П о ж а л у й , «Торопи сь успе ть» Кр е йн а была первой попыткой в ы ­ вести на сцену н е у с т а в ные отношения в нашей а рмии . Конечно, Кр ейн не пос я г а л на пока з бытового р а б с т в а « с а л а ж а т » , оно в 70-х было еще за с емью во енными п е ч а тями , а сверх того — за с емью п а р т и й ными , и не Кр е йн у их было снима т ь . Д л я их слома п он а д о б и л с я слом всех о бще с т ве нных отношений. В «Торопись ус пе ть» ко л ли з и я «по литиче ски в ы д е р ж а н а » , Ар т ур д а л плюху с о р а т н и к у в полном соответ ствии с м о р а л ь ным кодексом с т р ои т е ­ л я к омму н и з м а , и все симп а т ии Л е о н и д а Кре йн а были на с т о р о ­ не п р и нци пи а л ь н о г о с т а ршины . О д н а к о д л я военной л и т е р а т у ры , для военной сцены т а кое поведение военмо ров срочной с л ужбы было внове. Об а в т ор е з а г ов орили . С л е д ующ е й ра бот ой Л е о н и д а Кр е й н а с т а л а пове сть «Ду г а б о л ьшо г о к ру г а » , о п у б л и к о в а н н а я с н а ч а л а в к оже в ник о в с к ом ж у р н а л е « З н а м я » , а вскоре в ыш е дш а я и отдельной книгой. Из этой б о л ьшой , рома нно г о р а з м е р а , пове с ти с ам ж е Кр ейн по просьбе «Л е н ф и л ь м а » с де л а л с це на рий «П р а в д а ле йт ена нт а К л и ­ мова», фил ьм , шир ок о по к а з а нный на э к р а н а х Сове т ского Союз а . 292

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz