Семенов, В. П. Каждому по потребности / Владимир Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования ; [сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1995. – [Вып.] 2. – С. 370-377.

направлениям человеческой деятельности, дабы выпускник школы выходил из нее не иначе как в обнимку со своим любимым делом, чувствуя тягу к дальнейшему совершенствованию, а иначе говоря, ощущая ту самую потребность в труде, необоснованно отнесенную марксизмом в далекое будущее. Если труд считается делом чести, делом доблести и геройства - это нечеловеческий труд. Он унижает человека. Творческий же труд - дело любви. И такой труд становится необходимостью не в запредельном далеке, не в результате достижения обществом неких предкоммунистических врат, за коими все люди неизбежно развиваются всесторонне и гармонически. Труд может и должен становиться жизненной потребностью уже сейчас, в нашем греховном болезненном мире, в нашей несчастной стране, замученной утопиями. Но для начала нам как минимум нужно понять, что задача потребности в труде решается сердцем каждого отдельного человека. Счет может быть верным только в расчете на личность. Если ребенок за годы школьного воспитания нашел любимое дело - считай, что он сделал решающий шаг в сторону идеала социальной справедливости. Считай, что и общество (если оно дало этому вчерашнему школьнику возможность дальнейшей специализации, дальнейшего самосовершенствования) приблизилось к тому же идеалу на одну человеческую личность, сделало пусть маленький в масштабах страны, но верный шажок туда, где "каждый по способностям, каждому по потребностям". И, мне, думается, это самый гуманный способ общественного прогресса, самый человечный путь к общей справедливости. Не знаю, насколько она достижима, не знаю как будет назван этот идеал - не в названии дело, - но возможность приближения к нему несомненна, как несомненно для меня и то, что скорость приближения зависит в первую голову от постановки школьного воспитания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz