Семенов, В. П. Каждому по потребности / Владимир Смирнов // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования ; [сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1995. – [Вып.] 2. – С. 370-377.

попеременно то тем, то другим видом деятельности, не отдавая стойкого предпочтения ни одному из них. Эту всестороннюю работоспособность, всеядность к труду Маркс и считал условием и показателем всестороннего гармонического развития человека. Вот здесь и кроется недоразумение. Специализация безусловно вредит личности лишь в том случае, когда специализируются безличные рутинные человеческие способности из второго этажа. Специализация же высших способностей совершенно естественна и желанна как в настоящее время, так и в любом представимом будущем. Если во мне обнаружена, положим, способность к техническому творчеству, если я полюбил его больше всякого другого дела, то меня непременно потянет к специализации, и я буду специализироваться хотя бы и в ущерб своим прочим способностям. Человеку свойственно стремиться к совершенству в избранной им деятельности, и у нас нет никаких оснований считать, что когда-нибудь это положение изменится. Сердцу не прикажешь ни сегодня, ни завтра, а если по идеологическим соображениям и наступишь "на горло собственной песне", то ни ей, ни тебе, ни обществу в целом от того лучше не станет. Специализация в любимом деле - единственный способ самоосуществления личности, и чего ради отказываться от этого способа! А что касается гармонического развития, то оно было и будет результатом хорошего воспитания и закладывается в детстве, до специализации, до начала производственной деятельности, т. е. развитие и специализация могут не противоречить друг другу, и при разумно построенном образовательном процессе не будут противоречить. Всякому овощу свой срок. Всесторонняя гармоническая развитость - это созвучие физических, нравственных и умственных сил, и к началу взрослого труда молодой человек может и должен быть развит по всем трем показателям. Это дело школы. И там же, по ходу культурного воспитания1, ребенку надо дать испробовать свои природные задатки по всем основным 1 См. статью “Школа истины, добра и красоты” в первом выпуске альманаха “Мурманский берег” (Мурманск, 1993. Вып. 1). 376

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz